Святая Гудула (Гудила; лат. Gudila, Gudula), дева
Январь 20th 2016 -
Праведная Альдегонда Мобежская, праведная Гудула Брюссельская, Мученица Димфна Хельская
Церковь Бельгия, Андрея Первозванного г. Гент
иконописец:Ярослав Добрынин
Память 8/21 января., местное почитание в Генте — 19 января/1 февраля; перенесение мощей 6/19 июля и 16/29 ноября
Покровительница Брюсселя. Почитается в Брюссельской и Бельгийской епархии РПЦ.
Бедная Святая Гудула (Gudule), руководившая судьбами Бельгийской столицы с XI-ого века, точнее, с 1047 года, когда ее мощи были перенесены в Церковь Святого Мишеля, ставшую собором Святых Мишеля и Гудулы, «была изгнана» в середине 1980-х после 9 веков честной и верной службы «скрупулезными историками», поставившими под сомнение ее существование...
Житие сохранилось в 2 версиях. 1-я, пространная создана ок. сер. XI в. неким Губертом, вероятно мон. аббатства Лоб. В прологе Губерт упоминает о существовании более раннего Жития каролингской эпохи (VIII-IX вв.), которое известно составителю «Деяний Камаракских (Камбрейских) епископов» (нач. XI в.). 2-я версия создана в XII в. также в Лобе и представляет собой сокращенный и переработанный вариант 1-й. Житие каролингского времени было утеряно, вероятно уже к XIII в. Некоторые сведения о Гудуле содержатся в Житиях святых Ренлинды и еп. Эмберта Камаракского.
Согласно Житиям, Гудула происходила из рода Пипинидов: ее отцом был гр. Витгер (впосл. монах в обители Лоб), мать — св. Амальберга (впосл. аббатиса в Мальбодии, совр. Мобёж). Гудула была родной сестрой святых Ренлинды и Эмберта (впосл. епископ Камаракский) и сводной сестрой св. Фараильды.
Рождение Гудулы было предсказано матери ангелом. Уже в отрочестве девица обнаружила большую склонность к благочестию и поэтому поступила на воспитание к своей родственнице св. Гертруде в монастырь Нивелла (Невигелла, совр. Нивель), а ее родители по обоюдному согласию удалились в монастыри. По смерти св. Гертруды Гудула вернулась в родное поместье Мартинис в Брабанте. Вместе со св. Ренлиндой Гудула стремилась поступить в монастырь Лоб, но их не приняли, согласно Житию св. Ренлинды, якобы потому, что монахи заявили, что женщинам нет доступа в этот монастырь, хотя в VII в. Лоб был двойным (муж. и жен.) монастырем ирландского типа. Гудула решила, что она недостойна монашеского покрова, и вернулась домой. Желая тем не менее посвятить жизнь Богу, она подвизалась при церкви в дер. Морзела (совр. Морсел), недалеко от поместья. Благодаря многочисленным чудесам Гудулы и щедрой милостыне, которую она творила, ее стали почитать как святую.
Каждый день Гудула вставала среди ночи и шла со служанкой в церковь, где пребывала до утра, и после причастия возвращалась назад. Однажды в ночной тьме по дороге в церковь свеча, которую несла служанка, потухла. Служанка упрашивала Гудулу вернуться назад, однако та, указав, что это не более чем происки бесов (и ранее искушавших святую), успокоила ее. Преклонив колена, Гудула помолилась, и свеча сама собой загорелась. Гудула носила обувь без подошв, ступая босыми ногами по земле. Однажды священник заметил это и из милосердия предложил ей подстилку под ноги, для того чтобы отстоять службу. Гудула приняла ее из почтения. Но в этот момент, по сообщению мон. Губерта, нечистый дух выхватил подстилку, однако она зависла в воздухе. Возвращаясь из церкви, Гудула встретила женщину с больным ребенком на руках, он страдал падучей болезнью. Святая взяла ребенка, слезно помолилась о нем, и тот чудесным образом заговорил, а потом смог и ходить. Гудула просила его мать никому об этом не рассказывать, однако та известила о своей радости всю округу. К Гудуле стало стекаться множество народа, и святая исцеляла больных и изгоняла бесов.
Некая прокаженная Герефрида считала Гудулу волшебницей. После беседы Гудулы с Герефридой и совместной молитвы та выздоровела.
Жития указывают день кончины (или погребения) Гудуы без года, сообщая, что она скончалась при франк. майордоме Пипине II Геристальском. Когда местные жители узнали о том, что Гудула близка к смерти, они собрались возле ее кельи. На погребении Гудулы на кладбище в дер. Хам (совр. Хамме близ Брюсселя) присутствовало много нищих и калек. В могилу было положено много драгоценных предметов, автор Жития объяснял это набожностью местных жителей. Во время погребальной процессии одно дерево, мимо которого несли ее тело, вопреки времени года расцвело.
При Карле Великом мощи Гудулы были перенесены в Морсел, ставший в это время важным торговым центром. Однако в сер. IX в. Морсел был разграблен норманнами. Между 977 и 988 гг. герцог Н. Лотарингии Карл перенес мощи Гудулы в небольшой городок Брюссель и поместил их в церкви, посвященной св. Гаугериху (Сен-Жери или Синт-Горикскерк). В 1047 г. гр. Лувена Ламберт Бальдерих при участии еп. Камбре Герхарда I упокоил мощи в ц. св. Михаила, т. к., согласно диплому гр. Ламберта Бальдериха, в ц. св. Гаугериха они находились в небрежении. В XIII-XV вв. на месте приходской ц. св. Михаила был построен главный храм Брюсселя — коллегиальная ц. (впосл. собор) св. Михаила. В 1330 г. в день памяти Гудулы всем пожертвовавшим на украшение храма было даровано отпущение грехов. В 1579 г. церковь была разграблена гугенотами, а мощи Гудулы осквернены.
Традиционно Гудула изображалась девой с горящей свечой в руках (Ее изображают несущей маленькую лампу так как, согласно истории черт напрасно пытался погасить огонь в то время, как Гудула собиралась на помощь больным.
Это именно та лампы веры, которую Святая Гудула не оставила под спудом и которую она, подобно разумным девам, великодушно снабдила маслом), что приводило к смешению с образом св. Геновефы. Самые ранние сохранившиеся изображения относятся к XVI в. (триптих М. ван Кси в ц. св. Гаугериха в Брюсселе): деревянная статуя из Антверпенского музея, вместо свечи в руках у Гудулы светильник. В правосл. иконографии единственный опыт создания образа Гудулы принадлежит И. Горбуновой-Помакс на иконе святых земли Бельгийской из Никольского собора г. Брюсселя (кон. XX в.): Гудула рядом со св. Гаугерихом в традиц. для восточнохрист. иконографии одеянии девственниц с трехсвечием в руках.