Священномученк Дионисий, епископ Парижский/ St Denis, France
Октябрь 21st 2015 -
Память 9/22 октября
Дионисий Парижский (+ 96 г.), первый епископ Парижа проповедовал в западных странах, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием.
Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены на Парижской горе мучеников Мон-Мартр. По преданию, св. Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Согласно древнему западному преданию, восходящему к мнению Хилдуина, аббата монастыря Сен-Дени в IX в. является не кем иным, как Дионисием Ареопагитом, о котором говорится в книге Деяний апостолов. По этому западному преданию, повинуясь откровению, он оставил на афинской кафедре своего преемника Публия и пришел в Рим. И уже из Рима, по поручению римского епископа Климента, отправился с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием просвещать светом Христовым Галлию.
До VIII в. на православном Востоке не было сведений о подвиге святого Дионисия на Западе. Но известно, что патриарх Тарасий Константинопольский, узнав об этом, прислал в 784 году в Галлию послов для более подробного ознакомления с западной частью жития святого Дионисия. Когда они вернулись в Константинополь с отзывом о достоверности, то Тарасий возвел афинскую епископию в ранг митрополии.
В IX веке будущий патриарх Мефодий уже составляет житие святого Дионисия на греческом языке, дополнив его преданием о мученической кончине святого Дионисия в Париже. Святитель Димитрий Ростовский составил жития святых на русском языке и использовал как греческие, так и латинские источники. В его “Житиях” под 3 октября мы найдем описание деятельности святого Дионисия в Афинах и его подвигов на Западе.
Вопрос об отождествлении двух Дионисиев – Парижского и Афинского был предметом дискуссии церквей об апостольском происхождении.
19 октября 1997 года впервые за много лет в часовне базилики Сен-Дени, в которой покоятся мощи трех святых мучеников, православными христианами был совершен молебен. В нем участвовали представители двух православных юрисдикций. Румынский Патриархат представляли протоиерей Марк-Антоний Коста-дё-Борегар, настоятель храма святого Германа Парижского и преподобного Клодоальда в Лувсьене, и иерей Франсуа Фор, настоятель храма преподобного Кассиана Римлянина в Экс-ан-Провансе. Московский Патриархат представляли протоиерей Жерар дё Лагард, настоятель храма иконы Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих радость” и преподобной Геновефы Парижской в Париже, диакон Иосиф Фуйёль, клирик того же храма, диакон Николай Никишин, клирик Трехсвятительского Подворья Московского Патриархата в Париже.
С тех пор православные молебны перед мощами сщмч. Дионисия и его сотрудников становятся доброй традицией.