Священномученик Захария (Лобов), архиепископ Воронежский и Задонский
Сентябрь 6th 2012 -
Память 9/22 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, а также в Соборах Воронежских и Липецких святых
Захар Петрович Лобов родился 23 марта 1865 г. в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника.
Он в Павловске окончил духовное училище и потом поехал в Новочеркасск для продолжения образования.
В 1888 г. Захар окончил Донскую духовную семинарию.
Женился, в его семье родилось семь детей:
•Гавриил (1890 г.р.), окончил Донскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию [5], преподавал в Черниговской духовной семинарии, служил инспектором Черниговского епархиального женского училища, после революции преподавал в Донском университете, проживая в Новочеркасске по адресу: Арсенальная, 13.
•Прокопий (1892 г.р.), окончив Московский Коммерческий институт и получив степень кандидата экономических наук, жил в Москве и служил в Московской Конторе Государственного Банка.
•Алексей (1894 — 1942), окончив Новочеркасское духовное училище, затем Донскую духовную семинарию в 1915 г. по первому разряду, обучался в Киевской духовной академии, принял постриг с именем Антоний и стал архимандритом Киево-Печерской Лавры, умер в Устьлаге.
•Симеон (1895 г.р.), окончив Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию, Черниговское военное училище, стал офицером и находился на военной службе.
•Вера (1896 г.р.), окончила Епархиальную женскую гимназию (Донское епархиальное женское училище в 1913 году), затем была слушательницей Бестужевских курсов в Петрограде, вышла замуж за Михаила Анохина – секретаря краевого прокурора, и в замужестве носила фамилию Анохина.
•Арсений (1899 г.р.), выпускник Новочеркасского духовного училища (1913) и Донской духовной семинарии, военнослужащий
•Ольга (1900 г.р.), закончила Донское епархиальное женское училище (В период первого своего ареста епископ Захария указывал, что Вера и Ольга работают машинистками в одном из учреждений Ростова-на-Дону, проживают на ул. Садовая, 99-б.).
8 сентября 1888 года был рукоположен во священника Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) и назначен к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки.
14 февраля 1890 г. переведен в Рождественский храм хутора Ажинов, 23 марта того же года — в Петропавловский храм г. Александровска-Грушевского (ныне г. Шахты Ростовской обл.), являлся строителем собора. Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890—1894) и женских школ (1894—1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896—1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895—1900).
16 мая 1900 г. был переведен в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском храме, а затем, с декабря того же года, — в Троицком храме.
С 1900 г. был заведующим новочеркасской Михайловской женской школой, преподавал в ней Закон Божий.
В 1901 году назначен делопроизводителем Донского епархиального училищного совета. Сверхштатный (1901—1903) и штатный (1903—1908) член Донской духовной консистории. Один из ближайших сотрудников Донского архиепископа Афанасия (Пархомовича).
25 июля 1903 года был перемещен на должность ключаря Новочеркасского кафедрального собора.
С 1905 года — член епархиального Миссионерского комитета.
11 мая 1906 года был возведен в сан протоиерея. С 1906 года — член Донского епархиального совета.
22 декабря 1908 года уволен с должности штатного члена Донской духовной консистории.
С 1909 года — законоучитель частного Коммерческого училища Абраменкова, с 1910 года — законоучитель Новочеркасской военно-фельдшерской школы.
С 1910 года — казначей Донского епархиального Богородичного братства, член строительной комиссии, член Донского епархиального училищного совета.
С 1915 года — член совета епархиального женского училища. В том же году организовал при Возне
В 1917 году овдовел.
В марте 1921 года был переведен из Новочеркасского собора в церковь монастырского подворья.
В 1922 г. проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После осуждения советской властью епископа Ростовского Арсения (Смоленца), епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова), ареста епископа Аксайского Митрофана (Гринёва) и увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. Захария Лобов стал «правой рукой» последнего в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста епископа Митрофана (Гринёва) в 22 января 1923 года церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к патриарху Тихону (Беллавину) с просьбой о епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова.
22 сентября/ 5 октября 1923 г. на эту кафедру был хиротонисан Захария. Хиротонию совершали епископы Митрофан (Гринёв) и Иннокентий. При монашеском постриге ему было сохранено имя, что случалось нечасто. Возможно, имя было дано в честь иного святого. Если день рождения владыки почти совпадает с памятью преподобного Захарии Отверстого, затворника, и Захарии, постника Печерского (24 марта), то хиротония последовало вскоре после дня памяти праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи (5 сентября).
В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К началу 1924 года практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь.
С октября 1923 года состоял под следствием по обвинению в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям». Находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным.
28 февраля 1924 года был вызван повесткой в полномочное представительство ОГПУ в Ростове-на-Дону и арестован. Содержался в ростовской тюрьме. 27 марта 1924 г. ему предъявили обвинение:
• в хранении с целью распространения воззваний контрреволюционного характера;
• в измышлении и распространении ложных сведений о гонении советской власти на Церковь, поддержке «Живой Церкви»;
• в возбуждении национальной вражды и розни;
• «в присвоении себе функций юридического лица, выразившихся в назначении на должность благочинных и вообще священников, в то время как эта власть принадлежит епархиальному управлению» (по статьям 72, 73 и 83 уголовного кодекса).
Pages: 1 2 3