Священномученик Венигн, «апостол Дижонский» ( St. Benignus of Dijon)
Ноябрь 13th 2015 -
Память 1/14 ноября.
Согласно житию, что Венигн был послан вместе со святыми Андохием и Фирсом, учениками св. Поликарпа, еп. Смирнского, на проповедь в Галлию. Миссионеры проповедовали в Массилии (совр. Марсель), в Лугдуне (совр. Лион) и в др. городах. Их встретил в Отоне Фавст, сенатор, отец святого Симфориана Отонского, и его сестра, святая Леонилла Лангрская. Венигн крестил её внуков-близнецов Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа. Андохий и Фирс приняли мученическую смерть недалеко от совр. г. Сольё. Оставшийся в живых Венигн дошел до Дивиона (совр. Дижон), где продолжал свой апостольский подвиг.
Имп. Аврелиан, проезжая в окрестностях Дижона, узнал о деятельности Венигна и, вызвав его к себе, потребовал отречься от Христа. За то, что Венигн не отрекся от своей веры, он был избит прутьями, подвешен на распорках и брошен в тюрьму. Аврелиан приказал заковать его в каменные колодки, загнать раскаленные гвозди под ногти и бросить голодным псам. Во время мучений ангел укреплял и исцелял его. Венигн был умерщвлен ударом копья, из его тела выпорхнул голубь, воспаривший в небо, а воздух наполнился благоуханием.
После его кончины Леонилла умастила его тело благовониями и погребла в каменном саркофаге в склепе на христианском кладбище в западной части
Дижона. Гробница стала местом поклонения.
В Дижоне был монастырь святого Венигна, от которого остался собор, носящий его имя.
Основные сведения о жизни Венигна содержатся в его мученических актах 515 г., которые приписываются св. Григорию Лингонскому, и в 51-й гл. «О славе мучеников» (лат. De gloria martyrum), соч. св. Григория Турского (ок. 588). Прадед Григория Турского еп. Григорий Лингонский (Лангрский) (с 506 по 540) во время посещения г. Дивион (совр. Дижон) обратил внимание на почитание крестьянами древнего саркофага, перенесенного с кладбища. Епископ хотел запретить это почитание, но в видении ему явился неизвестный мученик, который распорядился восстановить его захоронение и построить над ним часовню. Ок. 511 г. состоялось перенесение саркофага в выстроенную еп. Григорием часовню. О святом ничего не было известно, кроме его имени. Позднее в Дивион прибыли христиане-паломники, возвращавшиеся из Италии, которые рассказали об обстоятельствах мученической кончины Венигна. Его прославление сопровождалось чудесами, привлекшими множество паломников, что повлияло на распространение почитания Венигна и на возникновение возле захоронения монастыря.
Житие Венигна дошло до наст. времени в 6 списках с несохранившейся рукописи, подаренной еп. Григорию Лингонскому паломниками из Италии. Все рукописи датируются IX-X вв.
Его житие входит в цикл сочинений о мучениках из Сольё, святых Андохии, Фирсе и Феликсе, мучениках из Лингона, святых Спевсиппе, Елевсиппе и Мелевсиппе, Симфориане Августудунском (Отёнском) и Андеоле. К этому же кругу житий относятся акты мучеников Безанционских (Безансонских), святых Ферреола и Ферруция, и мучеников Валенцийских (Валанских), святых Аквиллы и Фортуната, учеников св. Иринея Лионского. Дижонские, Отёнские, Сольёские и Лингонские святые входили в окружение св. Поликарпа.