Священномученик протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов
Сентябрь 4th 2010 -
«Человек незаурядного ума и большой энергии»
Политическими неурядицами не преминули воспользоваться противники черносотенцев в среде священноначалия. Под лукавым лозунгом «Церковь вне политики» была предпринята очередная попытка запретить духовенству участие в деятельности политических партий. Поскольку клирики и монашествующие были главным образом членами Черной Сотни, удар наносился именно по монархическому движению. Однако в январе 1909 года протоиерею Восторгову удалось отстоять в Св. Синоде мысль о необходимости участия духовенства в правых партиях и союзах. Большую роль сыграло то, что о. Иоанну выразил доверие Государь, пожаловав орден Св. Владимира 3-й ст. и подарив монархическим союзам Москвы Свой портрет. Вдохновленный Царской милостью, в марте 1909 года он отбыл в очередную миссионерскую и пропагандистскую поездку по Сибири, Дальнему Востоку, Японии и Китаю.
По возвращении он организовал в Москве пастырские курсы, которые открылись 12 августа 1909 года. Курсы выполняли важнейшую по тем временам задачу – готовили священнослужителей и миссионеров для епархий Сибири и Дальнего Востока. Епископ Евлогий (Георгиевский), лично познакомившийся с организацией курсов, высоко оценивал деятельность протоиерея Восторгова как заведующего курсами, и вспоминал о нем как о «человеке незаурядного ума и большой энергии» (Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. – М., 1994. С. 185). Владыка, кстати, вспоминал, что о. Иоанн познакомил его со своею супругой, шутливо сказав при этом: «Вот жена, которую я отравил». Можно только догадываться, сколько в этой горькой шутке скрыто боли, причиняемой ему и его близким злыми языками.
9 сентября 1909 года о. Иоанн был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме, где проходили многие монархические форумы. А 6 октября 1909 года он был избран почетным членом Казанской Духовной академии. Редкий случай, когда священнослужитель, не имеющий высшего духовного образования, удостаивался такой чести!
В 1910 году протоиерей Восторгов проявил себя и на ином поприще. Он встал у истоков женского богословского образования в Москве. При Московском Обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, которым руководила княгиня С.А. Голицына, был создан Союз христианских матерей под председательством графини З.В. Коновницыной. По просьбе этих достойнейших русских женщин о. Иоанн проводил раз в неделю богословские беседы в Союзе. В начале февраля 1910 года княгиня Голицына обратилась к митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому) с просьбой разрешить открыть при обществе женские научно-богословские курсы. 5 февраля владыка одобрил эту идею и поручил устройство курсов одному из своих лучших помощников – протоиерею Иоанну Восторгову. Он разработал Устав курсов. Наконец, 15сентября 1910 года митрополит одобрил рапорт протоиерея Восторгова об открытии курсов и назначил его заведующим.
Согласно Устава, целью курсов, рассчитанных на два года, было: «а) научное изложение веро и нравоучения христианского, в связи с главнейшими науками из круга богословского ведения, в связи с современными запросами мысли и жизни в среде образованного общества, притом в строгом соответствии с учением Св. Православной Церкви, каковое условие единственно дает истинному богословскому велению достоинство и характер действительной научности, и б) изложение теории и практики христианской педагогики, в связи со свидетельствами истории Церкви, учением Св. Отцов, и, в частности, в применении к воспитанию и обучению детей дошкольного и школьного возраста истинам веры, а также к преподаванию сих истин народу в народных и иных чтениях, лекциях и т.п.» (Женские богословские курсы в Москве. – М., 1910. С.3). Курсы официально назывались «Женские богословские курсы в Москве при Союзе христианских матерей Общества содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей». Они были открыты 11 октября 1910 года, первоначально на них записалось 130 человек. Занятия проходили 2 раза в неделю по средам и пятницам с 6 до 9 часов вечера. Впоследствии, 8 ноября 1916 года (задержка произошла ввиду начавшейся войны), на базе этих курсов были открыты Высшие богословско-педагогические курсы при Скорбященском монастыре.
В том же 1910 году по инициативе князя Н.Д. Жевахова был поднят вопрос о строительстве в итальянском городе Бари, где почивают св. мощи Святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца, Подворья и странноприимного дома. Палестинское общество поддержало эту инициативу, и уже в начале января 1911 года в Бари была командирована делегация, чтобы купить участок земли для Подворья. Протоиерей Восторгов был в составе делегации.
Не переставал он заботиться и о духовных нуждах сибирских переселенцев. И в 1911 году, и в 1912 году бесперебойно работали Пастырские курсы, готовившие священнослужителей и псаломщиков для епархий Сибири и Дальнего Востока. Непременным заведующим этими курсами был их основатель – протоиерей Восторгов.
После кончины митрополита Антония (Вадковского) на Санкт-Петербургскую кафедру был назначен покровитель о. Иоанна Московский митрополит Владимир (Богоявленский). Видимо в связи с этим в начале 1913 года появились слухи о готовящемся назначении протоиерея Восторгова настоятелем Казанского собора в Петербурге. Недруги о. Иоанна активизировались. Редактор-издатель еженедельника «Дым Отечества», один из лидеров русских националистов Александр Гарязин 15 марта опубликовал даже открытое письмо к митрополиту Владимиру по поводу этих слухов, в котором призывал владыку не назначать «этого человеконенавистника», который «гонится за славой и деньгами» (ходячие формулировки противников протоиерея Восторгова) (Женские богословские курсы в Москве. – М., 1910. С.3).
Как бы то ни было, назначение не состоялось. Вместо того 31 мая 1913 года о. Иоанн был назначен настоятелем одного из крупнейших и красивейших храмов России – Покровского собора на Рву (Василия Блаженного) в самом центре Москвы, где он служил до самого своего ареста.