Священномученик Николай Чернышев и дочь его мученица Варвара
Март 14th 2018 -
Память 20 декабря / 2 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился Николай Чернышев в 1853 году. В 1875 г. закончил по 1-му разряду Вятскую духовную семинарию. Николай Андреевич служил некоторое время учителем Воткинской 2-й мужской земской школы и псаломщиком в Благовещенском соборе (с 1877 г.).
После рукоположения в 1884 году был священником в Благовещенском соборе, катехизатором, законоучителем в различных учебных заведениях Воткинска и прилежащих сёл. С 1914 г. и до своей гибели – Благочинный Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Православной церкви отец Николай был возведен в сан протоиерея и неоднократно награждался Епархиальным начальством, в том числе наперсным крестом (1907 г.). Он занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании. За усердные труды по преподаванию в народных школах в течении 25 лет он был награжден орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско-Японской войны отец Николай принимает активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью за Русско-Японскую войну1.
Отец Николай, будучи ревностным пастырем, не мог равнодушно относится к бедам народным и принимал самое активное участие в помощи страждущим. Одной из бед, постигших наш народ в начале ХХ в., было повальное пьянство. Для борьбы с ним и просвещения простого народа о. Николай по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем2. Труды о. Николая на этом поприще были успешны. Пьянство среди рабочих Воткинского завода пошло на убыль.
В семье Чернышевых было четверо детей. Однако супруга отца Николая Юлия Ивановна скончалась рано в 1894 г. Овдовев, отец Николай в последнее время проживал со своей младшей дочерью Варварой, 1888 года рождения. Варя была особенно преданна отцу и сознательно не выходила замуж, решив посвятить себя всецелому служению Церкви и упокоить старость своего родителя. После окончания высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем. К счастью, сохранилось ее уникальное фото.
Наступили грозные дни, революционного переворота в 1917 году. Власть в посёлке была захвачена большевиками. Их комитеты, по воспоминаниям техника С.Н. Лоткова состояли в основном из пришлых людей, занявших на заводе места ушедших на фронт мужчин да «большевистских прихвостней вроде техника Гилёва, двух братьев и сестры Казеновых, матроса Бердникова». Во главе их стал безграмотный уголовник Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но революцией освобождённый с бессрочной каторги. «Грозный и мстительный, он возглавил местный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и стал давить и терроризировать всё население»4. Начались всяческие притеснения, расстрелы без суда и следствия, насилия и грабежи. Терпение заводчан было на пределе. Не лучше дела обстояли и в окрестных селениях. Вот как их описывал крестьянин А. По[вы]шев ставший партизаном 12 роты Воткинского полка: «Вернувшиеся солдаты, те что поплоше, кто раньше был замечен в воровстве и мошенничестве, ну словом лентяи, которые раньше любили попить на чужой счёт, стали агитировать, что нужно отобрать землю у более состоятельных мужичков и без того недостаточную для хозяйства, в виду чего у нас стала дороговизна и хорошие мужички стали сеять только “про себя”. И вот в нашей волости настроение стало изменяться, потому что стали у власти праздно шатающиеся лентяи…»5.
Подобно своему отцу он был образованнейшим человеком своего времени, известным не только своими замечательными проповедями и беседами, но и как большой ценитель искусства. На протяжении многих лет он был почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П.И. Чайковского3. Всю свою жизнь о. Николай посвятил просвещению своего народа, неся ему Слово Божие. За что снискал среди жителей города заслуженное уважение и любовь. Старожилы долго вспоминали, о том, как после каждой службы в Благовещенском соборе, его провожали до дому огромные толпы народа. До самых ворот вопрошая его, и прося на прощание благословение.
Pages: 1 2