Исповедник Варнава (Настич), епископ Хвостненский, викарий Белградской епархии
Ноябрь 11th 2014 -
Исповедник Варнава (Настич), епископ Хвостненский
Вознесенский храм, Беочинский монастырь
Память 30 октября / 12 ноября в день кончины, 11/24 июля среди Дабро-Боснийских священномучеников
Епископ Варнава Настич — родился 31 Январь 1914. в Гэри, штат Индиана (США). Он стал первым человеком крещеным в новой сербской церкви святого Саввы в Гэри.
Одарённость мальчика проявилась в раннем возрасте, в Америке его хотили привлечь к съёмкам в кино, но его отец Афанасий не одобрил этого. Вместо этого мальчик стал алтарником в храме, не пропускал ни одной воскресной службы.
Оба благочестивых его родителя были родом из Старой Герцеговины и, после образования соединённого Югославянского королевства, решили вернуться в родные края. Это последовало в 1923 году, когда семья переехала в Сараево.
Здесь он продолжил свое образование и с отличием закончил начальную школу и среднюю школу, овладел сольфеджио, играл на виолончели, ко времени выпуска освоил английский, французский и немецкий языки. Вместе с отцем он отправился взять благословения для приема на Богословский факультет в Белграде у епископа Охридского святителя Николая. Узнав о желании юноши принять монашество, святитель благословил его закончить богословский факультет и молиться об исполнении намерения.
Воислав поступил по указанию владыки. В 1937 года он выпустился с богословского факультета Белградского университета разделив первое место по успеваемости. По выпуске вернулся в Сараево и был законоучителя в двух школах одновременно. Его аскетизм и искренняя набожность привлекала к нему учеников.
В 1940 году в Милешевском монастыре был пострижен в монашество с наречением в честь апостола Варнавы и рукоположен во иеродиакона. Постриг и рукоположение совершил митрополит Дабро-Боснийский, будущий священномученик Петр.
Во время Второй мировой войны и немецкой оккупации оставался в Сараеве, в пределах марионеточной усташской Хорватии. Отверг предложение главы Хорватии Анте Павелича стать епископом в клире образуемой под государственным руководством “Хорватской Православной Церкви.” Он также отверг сотрудничество с югославскими партизанами-коммунистами.
По окончании войны был рукоположен епископом Зворницко-Тузланским Нектарем во иеромонаха и возведен в сан протосинкелла.
20 мая 1947 года был избран, а 19 августа хиротонисан епископом Хвостненским, патриаршим викарием. Хиротонию совершил патриарх Сербский Гавриил в сослужении епископов Зворницко-Тузланского Нектария и Злетовско-Струмичского Викентия.
Решением Собора был назначен администратором сразу двух вдовствующих после войны епархий на территории Боснии и Герцеговины: Дабро-Боснийской и Захолмско-Герцеговинской. Вернувшись в Сараево, епископ Варнава развил активную архипастырскую деятельность. Своими проповедями в кафедральном соборе он привлек интерес местной интеллигенции, что тут же привело к его аресту коммунистическими властями 25 декабря 1947 года. 1 марта 1948 года владыка был осужден окружным судом Сараево на 11 лет заключения строгого режима с принудительными тяжелыми работами и три года лишения гражданских прав. В вину ему было выдвинуто множество обвинений – преимущественно в связи с нападаками на новый строй Югославии. Владыка на суде вёл себя мудро и мужественно, признавая правду, избегая вовлечения иных лиц, и выступая обличителем безбожия. По современной оценке епископа Зворницко-Тузланского Нектария, главной причиной осуждения епископа Варнавы был его отказ сотрудничать с коммунистами во время войны, а также необходимость властей поддержать фасад “братства-единства” между народами Югославии – незадолго перед владыкой были осуждены хорват-римо-католик Загребский архиепископ Алоизий Степинц и один из духовных лидеров боснийских мусульман Касима Добрачи, так что необходимо было покарать и видного сербского православного архиерея. Вокруг епископа Варнавы развернулась газетная дискуссия, с очернением его в югославских СМИ и защитой в американских.
Владыка Варнава отбывал заключение Столаце, а затем в Зенице. Несмотря на унижения и издевательства в тюрьме, невозможность причащаться Святых Тайн, епископ Варнава держался мужественно и постепенно снискал уважение. Сербское священноначалие тем временем старалось о его освобождении.
Тогда епископа решили перевести в Сремскую Митровицу. При этапировании в 1949 году он попал в железнодорожную катастрофу, носившую знаки инсценированной попытки убийства – в отцепленный вагон с повязанными заключенными на полном ходу врезался товарный поезд, и к умирающим и пострадавшим долго не допускались люди и врачи. Епископ Варнава выжил, но получил перелом ног и руки. Когда его начали было оперировать, власти приказали прекратить операцию и отправили в опасный переезд. Лишь после этого он лёг в больницу тюрьмы, а затем – городскую в Сремской Митровице.
В 1951 году был условно отпущен на свободу. По просьбе Свыщенного Синода Сербской Церкви был отпущен на покой в Белградский Введенский монастырь, где провел около года. Верующие во множестве приходил посетить владыку, что весьма беспокоило органы безопасности. Вскоре Государственный секретариат внутренних дел определил владыке в качестве местопребывания монастырь Гомионицу в Банялукской епархии. 29 июня 1953 года владыка Варнава явился к начальнику местного отдела внутренних дел в Баня Луке, чтобы сообщить о своем прибытии.
Живя в Гомионице, владыка своими верой, мужеством и стойкостью оказывал благодатное влияние не только на монашествующих и посещавших обитель богомольцев, но и на своих охранников. Здесь, как и повсюду, исповедник особо выделялся своей молитвенностью.
27 марта 1954 года подал прошение о возвращении к архипастырскому служению, но Сербское священноначалие получило на это однозначный запрет со стороны светских властей.
В начале 1959 года был восстановлен в гражданских правах, вышел на свободу и переехал в Крушедольский монастырь. Здесь он жил бедно, на одну пенсию, которую при этом щедро раздавал нуждающимся. При этом его постоянно посещали сотрудники Управления госбезопасности, убеждая подписать заявление о лояльности по отношению к официальной политике государства, что он делать отказался. Тогда от него стали требовать уехать подальше от Белграда и отозвать прошение о восстановлении в служении. В ответ он 5 мая 1961 года направил еще одно письмо Архиерейскому Собору, в котором вновь содержалась просьба о возвращении к активному служению. Эта прошение снова не было исполнено.
В 1963 году под давлением Управления госбезопасности исповедник был переведен монастырь Беочин, где оказался под домашним арестом. Он держал постоянный строгий пост и молитву. Приставленные стеречь владыку довольно скоро начинали испытывать к нему особое расположение и даже просить духовных советов, почему состав охраны довольно часто меняли. Активная позиция в отстаивании своих прав, смелые письма и телеграммы владыки, его стремление вернуться к активному служению, по-видимому, вызывали все большее раздражение у югославских коммунистов.
Одновременно с этим повышенный интерес к судьбе владыки Варнавы начало проявлять и посольство США в Белграде. Владыка стал говорить о своей готовности вновь принять американское гражданство, которое он имел по рождению.
Кончина владыки Варнавы последовала внезапно, 12 ноября 1964 года, в Беочинской обители при невыясненных обстоятельствах. Точных подтверждений этому не найдено, но обстоятельства его неожиданной смерти создали распространенное мнение что владыка был отравлен. Исповедник Варнава был похоронен там же, в монастырском храме Вознесения Господня.
Решением Архиерейского Собора от 18 мая 2004 года имя епископа Варнавы было внесено в диптих святых и календарь Сербской Православной Церкви.
Торжественное прославление было совершено во время соборного богослужения в монастыре Житомислич 15 мая 2005 года.