Священномученик Валентин, епископ Интерамнский
Август 11th 2011 -
Память 30 июля/12 августа, 14/27 февраля (Зап.)
Был епископом в Умбрии (Италия), в городе Интерамне. Согласно мученическим Актам V-VI вв. (по А. Аморе), обладал даром чудотворений и молитвой исцелял людей от разных болезней.
В то время в Рим пришли из Афин три юноши язычники Прокул, Ефив и Аполлоний для ознакомления с римской наукой и языком. Они нашли себе наставника, именем Кратон, и жили в его доме. Случилось, что сын Кратона Херимон тяжело заболел, спина его согнулась так, что голова очутилась между колен. Кратон обратился к епископу Валентину с усердной просьбой помочь больному. Придя в Рим к Кратону, святой епископ затворился в особой комнате вместе с больным юношей и усердно молился всю ночь. Когда наступил день, счастливые родители увидели своего сына исцеленным, уверовали во Христа и крестились со всеми своими домашними. Ученики Кратона юноши Прокул, Ефив и Аполлоний также приняли святое крещение и стали вместе с Херимоном преданными учениками святителя Валентина.
Слава о духовном учителе быстро распространилась, и много юношей и отроков обратилось к вере во Христа. В числе их был Авундий, сын Плацида, префекта Рима. Авундий, приняв святое крещение, возгорелся духом и открыто перед всеми исповедал себя христианином. Это был смелый поступок, так как в то время еще господствовало в мире языческое многобожие, а христианство преследовалось. Гнев отца и других начальствующих обрушился на святого епископа Валентина, наставника юношей. Плацид велел схватить Валентина. Его стали принуждать отречься от Христа и поклониться идолам. После многих мучений его бросили в темницу, куда к нему стали приходить ученики. Узнав об этом, начальник приказал вывести Валентина из темницы и отсечь ему голову.
Ученики святителя Прокул, Ефив и Аполлоний взяли тело своего учителя и отнесли в город Интерамну, где с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. Они проводили дни при гробе святого епископа в молитвах, и к ним стали собираться верующие и язычники, которых они обращали к истинной вере. Это стало известно властям.
Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдения, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны Леонтия, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью.
Сын градоначальника праведный Авундий, узнав, что друзья его заключены в темнице, поспешил придти к ним, но, не застав их в живых, сильно опечалился. Он взял их тела и похоронил при гробе святого епископа Валентина.
Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьей. При Римском папе Захарии в Интерамне над могилой святого Валентина была выстроена базилика в его честь. В Европе в средние века священномученику Валентину молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).
Поскольку в Римском Мартирологе под 14 февраля помещены памяти 3 Валентинов: Интерамнского епископа, римского пресвитера и африкан. мученика (относительно последнего неизвестно ни точное место страданий, ни время жизни), то произошло смешение этих святых. Через Юж. Италию на Восток проникло почитание только Валентина Интерамнского и его дружины (мучеников Прокла, Ефива, Аполлония и прав. Авундия). Его память зафиксирована в ряде визант. календарей южноитал. происхождения: в Неаполитанском (IX в.) святой фигурирует под именем Валент, в месяцеслове Синайского Канонаря (IX в.) — как Валентий [3]. Русская Православная Церковь чтит память Валентина Интерамнского и пострадавших с ним Прокула, Ефива и Аполлония вместе с прав. Авундием 30 июля.
Со священномучеником Валентином связывают «день святого Валентина».
Традиция праздновать день св. Валентина как день влюбленных фиксируется в английской и французской литературе с кон. XIV в. Согласно народному поверью, которое нашло отражение у Дж. Чосера и в 34-й и 35-й балладах английского поэта Дж. Гауэра, в этот день птицы начинают искать себе пару.
Однако более вероятным представляется то, что празднование этого дня заменило собой луперкалии — древний рим. праздник жен. плодородия, приходившийся на середину февр. и запрещенный при папе Геласии I (492-496).