Священномученик Петр Черевковский, Сольвычегодский, иерей
Июль 21st 2012 -
Память: 9/ 22 июля; в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых
Личность иерея Петра Черевковского неоднократно привлекала внимание красноборских краеведов. В разное время об этом местно чтимом святом писали С. И. Тупицын, П. Г. Зашихин, П. Н. Волков, С. С. Пузырев и другие.
Все они пользовались лишь одним известным на то время источником: текстом труда священника Иоанна Петровича Верюжского «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых церковью и местно чтимых», изданного в Вологде в 1880 году. Скудость информативной базы и сугубо атеистическое мировоззрение не позволило авторам рассмотреть поднятый ими вопрос во всех аспектах. Поэтому исследование данной темы не было полным и зачастую носило искаженный характер. Более того, под пером некоторых из названных краеведов родились новые легенды, не имевшие под собой каких-либо достаточно серьезных оснований . Мы задались целью расширить имеющиеся сведения о жизни и деяниях священномученика Петра путем привлечения для этого максимально возможного количества новых источников. Совокупное исследование всех имеющихся в нашем распоряжении материалов позволяет более детально конкретизировать некоторые моменты известного сказания и подтверждает реальность большинства из описанных в нем событий.
Исторические сведения о Петре Черевковском очень кратки и противоречивы. Согласно версии изложенной Иоанном Верюжским он был приходским священником Черевковской Никольской церкви и жил в конце XVI — начале XVII веков. В смутное для России время самозванцев в 1613 году толпа грабителей-ляхов неожиданно напала на Черевково и подвергла погост разграблению. Случилось это на второй день после праздника Праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, т.е. 9 июля по православному стилю. В тот день «…иерей Петр, как служитель алтаря и верный хранитель, и защитник церковного имения, захвачен был злодеями в храме во время божественной литургии, в полном священническом облачении привязан к конскому хвосту и таким образом безжалостно влачимый по улицам, окончил страдальческую жизнь свою» . Данная версия указанного события не является единственной. В XIX веке в народной памяти жил еще один вариант предания о гибели иерея Петра. Он подробно изложен в «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии 1854 года».
Благочинный священник Красноборской Спасской церкви Николай Васильевич Аксенов, подававший в Сольвычегодское духовное правление сведения о своем округе, сообщает буквально следующее: «Жития сего Святого мужа письменного не находится, а жители и почитатели сего Угодника все повествуют одинаково. Он был священник Черевковской церкви … по совершении Божественной Литургии, как верный страж святыни и имения церковного захвачен был непросвещенной чудью, которая около тех времен производила разбой и грабеж на реке Двине, привязан к конскому хвосту и влачим по улицам, где и скончался мученической смертью. Коль скоро эта чудь удалена была, то любящие сего мужа похоронили при той же церкви с подобающею честию. Сколько лет жития его было и, когда скончался неизвестно» . Подобной же версии о «разбойниках» подъехавших к Черевково «на легких долбленых лодках» и убивших иерея Петра за то, что воспрепятствовал разграблению приходского храма, придерживается в своих «Воспоминаниях» и Александр Васильевич Кузнецов, изложивший предание, бытовавшее среди черевковцев в годы его детства. Он в частности сообщает, что иерея Петра трижды проволокли привязанным к конскому хвосту по Черевкову и бросили тело лишь тогда, когда на колокольный набат, поднятый церковными сторожами, стал собираться народ из окрестных деревень . Сегодня нельзя точно сказать, как развивались события в действительности и когда они происходили. Нам же более вероятной кажется версия Иоанна Верюжского, так как она связана с реальными историческими событиями, происходившими на Севере России в начале XVII столетия. Более того, ее подтверждает «Тропарь новоявленному Петру Черевковскому», содержащийся в одном из списков Есиповской летописи, датированном концом XVII — началом XVIII века: «…ибо благодерзновенно обличил еси законопреступных ляхов, сего ради истомления многа претерпел…» . Это самый ранний источник из известных нам на сегодняшний день, а следовательно, он заслуживает большего доверия, чем все остальные.
Безусловно, иерей Петр – личность не вымышленная, а историческая. Не вызывает никакого сомнения и сам факт разграбления церкви, напавшим на Черевково отрядом поляков. А вот дата события явно ошибочная, здесь отдана дань широко чтимому на Севере Святому Прокопию Устюжскому. Он был канонизирован Московским собором 1567 года и день его памяти приходится на 8 июля (пр. ст.) . На самом деле разорение храма произошло в январе 1613 года. Шайка «воровских людей» под предводительством атамана Яцкого напала на Черевково, направляясь от Холмогор в сторону Великого Устюга. «Намерение свое – идти к Великому посаду, что на Двине близко моря – поляки-литовцы осуществили и на обратном пути пошли от Холмогор вверх по Двине реке «рыкая вельми, яко лютии зверие». 22 января 1613 года они приступили с южной стороны к богатому Сольвычегодску», — писал в XIX веке исследовавший эту тему вологодский краевед Иван Суворов . Поход осуществлялся поляками с целью грабежа. Ценности в то время были сосредоточены в основном в церквях, монастырях и посадах. Попутно грабились и крестьянские хозяйства, но у них захватчики отбирали только продукты для пропитания и фураж для лошадей. Содержание завоевателей за счет местного населения для того периода факт настолько обычный, что никакого удивления не вызывал. Иное дело разграбление церкви, да еще с мученической смертью ее настоятеля. Такое надолго сохранялось в народной памяти.
Согласно дошедшим до нас сведениям иерей Петр вел благочестивый образ жизни и был истинным пастырем и отцом своего прихода. Особенными отличительными чертами его были бескорыстие, нестяжательность, нищелюбие и глубокое смирение. Весь свой доход он делил на три части, «…из которых одну употреблял на храм Господень, другую раздавал нищим, а третью оставлял на содержание своего семейства». Этим он еще при жизни сыскал истинное уважение и любовь среди своей паствы . После смерти чувства прихожан к «блаженному старцу» не только не уменьшились, а наоборот усилились, более того со временем в народе стала крепнуть вера в святость мученника. Вследствие этого 20 ноября 1655 года причтом Черевковской Никольской церкви по просьбе прихожан была отслужена панихида по иерею Петру, после совершения которой некая старица Анастасия рассказала всем, «…что она молитвами иерея Петра исцелилась от неизлечимой болезни, ибо одержима была долгое время бесом, который бросал ее на землю каждый день и мучил по долгу, но Угодник явился ей в светлом виде и заповедал молиться у гроба новоявленного Петра Чудотворца» .
Согласно преданию, вскоре после этого события, в 1656 году, вблизи деревянной Никольской церкви по правую сторону алтаря показался на поверхности земли неизвестный гроб. В тоже время многим людям стал являться в видениях человек в священническом облачении, «…повелевая им, дабы священницы с клиросом пришедше на той гроб пения и молитвы панихидные пели» . Весть о случившемся быстро распространилась в черевковской округе, и многие люди стали приходить на кладбище и просили духовенство совершать над гробом панихиды. Однако, открыть сам гроб никто не посмел, усердствующие прихожане лишь брали от него землю и по вере своей, вскоре получали исцеление от постигших их недугов. Поскольку среди народа не было полной уверенности чей это гроб, а кое-кто и вовсе не верил в происходящее, «почитая то делом случая или выдумками и баснями», то и происходивших чудес никто не записывал .
Pages: 1 2