Священномученик Петр Черевковский, Сольвычегодский, иерей
Июль 21st 2012 -
Церковный причт поначалу скептически относился к сообщениям своих прихожан. Так продолжалось до 23 июня 1657 года. В тот день местная Никольская церковь загорелась от удара молнии и одна из горевших стен обрушилась на гроб, покрыв его пылавшими головнями. К изумлению свидетелей пожара неведомый гроб не только уцелел в беспощадном огне, но и ничуть не пострадал. Еще более смутило умы причта и прихожан сообщение церковного сторожа Лаврентия Семенова, который поведал, что, будучи оставленным, в ночь на 24 июня для охраны расплавленного в огне «сребра и меди», он видел над гробом «столп огненный», необыкновенно светившийся до самого рассвета. Когда сторож, думая, что снова что-нибудь загорелось «в велицем страхе», приближался к источнику свечения, сияние становилось невидимым, а когда отходил, то оно появлялось вновь . В сказании четко проводится мысль: «… пожар церкви как бы для того именно и был допущен Провидением, чтобы во время его показать чудесное сохранение от огня небрегомаго гроба и тем обратить на него внимание народа» . И действительно, это событие окончательно убедило всех, что явившийся гроб не иной чей, как мученика иерея Петра и что рассказы о происходивших от него исцелениях и явлениях самого мученика многим лицам не были досужим вымыслом суеверных людей, а совершенная истина. Цепь чудесных событий и исцелений привела к логическому результату — церковный причт и прихожане, возблагодарив Бога, прославившего своего иерея-мученика и даровавшего им в нем нового небесного заступника и чудотворца, вскоре над гробом Угодника воздвигли деревянную часовню . Вероятно тогда же впервые было письменно оформлено предание об иерее Петре, в котором нашли отражение все вышеназванные события. С этого же времени стали тщательно записывать и все чудесные исцеления, происходившие от его гроба.
Безусловно, сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью подтвердить или опровергнуть реальность происходивших событий, но совершенно очевидно одно — известные нам чудеса Угодника не являются поздней выдумкой «заинтересованных лиц», — большинство из них было записано «по горячим следам» . Данное утверждение подтверждает в частности автор «Церковно-исторического описания …1854 года», судя по всему лично ознакомившийся с подлинным источником. Он прямо указывает, что текст рукописи непосредственно хранившейся в Черевковской церкви писался «в разные времена» . Чтобы лишний раз убедиться в этом проведем соответствующий анализ имеющихся в нашем распоряжении материалов. Объектом изучения возьмем текст «Чудес Святого Чудотворца Петра Черевковского» содержащийся в списке № 15 Сибирской Есиповской летописи, которая ныне находится на хранении в фондах Российской национальной библиотеки в г. Санкт-Петербурге. Названный список датируется концом XVII — началом XVIII веков и содержит описание 29 чудес .
В перечне чудесных исцелений наше внимание привлекли достаточно подробные сведения о большинстве исцелившихся людей. Речь идет о крестьянах Черевковской и соседних с ней волостей: Сидоровой Едомы, Пермогорья, Ягрыша и Малой Пинежки. В летописи приведены их имена, отчества, фамилии и принадлежность к конкретной волости. Такая детализация, вероятно, должна была подчеркнуть достоверность излагаемых событий. Поскольку сегодня невозможно доказать наличие чудесных исцелений происходивших в Черевкове от гроба Угодника, то мы попытались проверить хотя бы существование в XVII веке указанных в источнике лиц. Для этого были привлечены материалы писцовых и переписных книг 1626, 1668 и 1677—1678 г.г. по Черевковской волости, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов в г. Москве. Наши ожидания оправдались: из 29 приведенных в летописи личностей удалось подтвердить существование 10 человек, то есть более 34%. А если считать только черевковских крестьян, то соотношение будет еще выше и составит 55%. В подтверждение сказанному приведем всего несколько характерных примеров.
1. Летопись сообщает, что 25 июня 1657 г. крестьянка Черевковской волости Татьяна, дочь Исидора Дорофеева «по наречению Шашковых», получила исцеление у гроба иерея Петра от мучившей ее долгое время «трясавичной болезни». В переписной книге 1668 г. Татьяна Шашкова не упоминается, так как писцовые документы XVII в. фиксировали только лиц мужского пола. Зато в этом источнике удалось найти сведения об ее отце — крестьянине деревни Наумцево Черевковской волости Сидорке Дорофееве Шашкове .
2. Спустя пять дней 30 июня того же года крестьянин Кондратий Симеонов «назвищем Черепановых» после явления ему мученика Петра и молебна, который был отслужен у горба чудотворца, избавился от паралича правой руки.
Непосредственно Кондрата Черепанова выявить не удалось, но в писцовой книге 1626 г. найдено упоминание об его отце – Сеньке Черепанове, крестьянине дер. Мелехинский починок на Коровье ручью Черевковской волости. По переписной книге 1677—1678 г.г. в той же деревне установлены дети Кондрата – Якушко и Трифонко Кондратьевы Черепановы .
3. «Тоя же волости с Лудонги реки християнин Иван Дмитреев Ташлыков был немощен черною болезнию четыре года. И пришед к гробу святаго, повелев иереям пети молебная, и молитвами святаго к тому здрав бысть». В 1677—1678 г.г. в деревне Олешинской на речке Лудонге Черевковской волости по данным переписной книги числился Ивашко, сын Митьки Симанова Ташлыковых. Впечатление еще более усиливается, если учесть, что и в летописи, и в переписной книге место проживания Ивана Ташлыкова уточняется привязкой к речке Лудонге.
Результаты сопоставления материалов Есиповской летописи и писцовых книг могли быть еще более показательны, если бы не экономическая обстановка семидесятых годов XVII в., когда тяжелый пресс налогов царя Алексея Михайловича привел к разорению огромного количества черносошного крестьянства Русского Севера. Поэтому переписные книги 1668 и 1677—1678 гг. не зафиксировали тех крестьян, которые в 50-е — начале 60-х гг. еще жили в деревнях указанных волостей, а к концу шестидесятых годов оставив свои дворы «впусте», «збрели безвестно». В частности, в то время полностью запустела волость Сидорова Едома, где согласно сведениям летописи жили три человека исцелившихся от гроба Угодника. Значительно пострадали тогда и деревни Черевковской волости. По этой причине нам не удалось установить связь распространенных черевковских фамилий Ореховых, Мамоновых и Агиевых с конкретными людьми, названными в летописи.
В 1718 году было записано последнее чудо от гроба Угодника, в котором сообщалось о том, что одному больному, получившему исцеление, явился иерей Петр и повелел написать его образ, что исцелившимся и было сделано . Таким образом, к 1718 году в отношении Петра Черевковского наличествовали практически все признаки почитания святого – написание образа, тропаря и кондака, а за отсутствием жития святого имелась записка о его посмертных чудесах . Особо следует отметить, что с момента чудесного сохранения гроба от огня в 1657 году и вплоть до 1718 года священномученику Петру уже служились не панихиды, а пели молебны, что также является неотъемлемой и обязательной частью почитания святого .
Очевидно, что все шло к официальному прославлению святого угодника, но начавшаяся в 1721 году по инициативе Петра I церковная реформа не позволила довести дело до логического результата. Петровская «реформа благочестия» на несколько десятилетий приостановила официальную канонизацию святых, чем нанесла серьезный удар по одной из основ русской религиозности. Более того, с прекращением канонизации все новообретенные мощи оказались, в смысле правильного церковного почитания, совершенно «безнадежными», а само разглашение о них рассматривалось почти как преступление. Это было четко продекларировано «Духовным регламентом», согласно которому архиереи должны были «назирать», «дабы неведомых и от церкви несвидетельствованых гробов напрасно не почитали» . Поэтому вполне естественно, что епископы стали самыми активными участниками в развернувшейся кампании по борьбе с суевериями на местах. По-видимому, в рамках означенной кампании в двадцатые годы XVIII века гроб с мощами иерея Петра был вновь предан земле. Однако наложенный запрет на его почитание ничуть не охладил и не поколебал веры народа в блаженного страдальца, паломники продолжали идти к могиле Угодника. Очевидно, что официальные власти были вынуждены смириться с народным почитанием святого и спустя некоторое время разрешили служить над его гробницей панихиды. В результате со временем в Черевковском приходе сформировалась традиция служения панихид иерею Петру в каждый воскресенье, а в день страдальческой кончины мученика между утреней и литургией собравшемуся народу читалось вслух сказание о его чудесах .
Так продолжалось до 1854 года, в котором, в связи с возросшей популярностью святого, им вновь заинтересовались в епархии и на время изъяли для ознакомления и снятия копии сказание о чудесах мученика, которое за ненадобностью, правда, вскоре вернули обратно в приход . Однако, событие, случившееся в 1859 году, когда в часовне вскрыли верхнюю гробницу, и обнаружили там более древний памятник и приняли его за гроб святого, вновь появившийся на поверхности земли, вызвало волнения среди черевковских крестьян и привело к началу нового дела по духовному ведомству. В итоге образ иерея Петра был увезен по распоряжению епископа Христофора в архиерейский дом в Вологду, а служение панихид приостановлено. Тогда же вторично было увезено в консисторию и подлинное описание чудес святого . Оно было возвращено лишь после рассмотрения дела Святейшим Синодом, который своим указом от 20 октября 1860 года разрешил по-прежнему служить панихиды об упокоении души иерея Петра. Однако, поданное в апреле 1877 года на имя епископа Вологодского и Тотемского Феодосия прошение 455 домохозяев Черевковской волости об возвращении иконы муч.Петра иерея Черевковского осталось без внимания, а изъятый ранее образ иерея Петра в том же году был перевезен в Вологду в епархиальное хранилище. А в апреле 1896 года перемещен в древнехранилище, где след его окончательно теряется до наших времен.
В советское время часовня была закрыта, в ней размещались различные учреждения, в том числе и школьный краеведческий музей.
В 1989 — 1990 годах часовню частично отреставрировали и передали местной православной общине. В июне 1991 года черевковская часовня была освящена о. Иннокентием (Просвириным), прибывшим из Троице-Сергиевой лавры в Архангельскую епархию. С этого времени там стали вновь совершаться регулярные богослужения, а начиная с 2000 года возобновилось празднование дня памяти святого праведного иерея Петра Черевковского, которое собирает верующих со всей округи.
22 июля 2007 года священномученик Петр был прославлен в Архангельской и Холмогорской епархии как местночтимый святой.
В 2007 г. к часовне был пристроен алтарь и она обращена в церковь. В настоящее время это единственное место в селе для богослужений.
Тропарь, глас 4
Возсиял еси богодарованным ти чудес действом, / Петре достоблаженне, / ибо благодерзновенно обличил еси законопреступных ляхов свирепонеистовство, / сего ради истомления многа претерпел еси / за благочестия исповедание даже до крове / и венцем мученика увенчался еси от Бога, // яко истинный поборник Церкве Христовы.
Кондак, глас 8
Апостола верховнаго тезоименитый, / и чудес действом знаменит явился еси, Петре преблаженне, / священства бо одежду кровию мучения испещрив, / на Небеса преселился еси, исцелений струи источая / притекающым с верою к раце мощей твоих. / Тем вси вопием ти: / Радуйся, страстотерпцев купносельниче // и молитвенниче о чтущих память
Pages: 1 2