Слово въ день святителя Димитрія, Ростовскаго чудотворца
Ноябрь 9th 2012 -
Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Достойно и праведно этотъ св. храмъ, которымъ украшается и освящается мѣсто воспитанія и образованія юношества, готовящагося на служеніе cв. Церкви, посвященъ памяти великаго пастыря Ростовско-Ярославской паствы, святителя Димитрія.
Онъ самъ первый посѣялъ здѣсь сѣмена правильнаго и прочнаго образованія юношей, предназначаемыхъ для служенія Церкви Христовой; онъ самъ съ отеческою заботливостію надзиралъ за ихъ воспитаніемъ нравственнымъ и образованіемъ умственнымъ; самъ, за недостаткомъ наставниковъ, былъ ихъ наставникомъ и руководителемъ въ ихъ школьныхъ занятіяхъ. Все это въ высшей степени и утѣшительно и назидательно для васъ, юные питомцы сего духовнаго вертограда.
Въ самомъ дѣлѣ, какъ отрадна, утѣшительна и благотворна одна мысль, что вы проходите тѣмъ самымъ путемъ, который освященъ и углаженъ стопами святыхъ предтечей нашихъ, великихъ свѣтильниковъ Церкви Русской — Димитріевъ, Иннокентіевъ, Тихоновъ; что ваши упражненія были ихъ упражненіями, ваши занятія — ихъ занятіями; что тѣ же опасенія и надежды, тѣ же желанія и чаянія, которыми колеблется ваше сердце, колебали нѣкогда и ихъ сердца. Но что всего отраднѣе и утѣшительнѣе, — это вѣра, что это внѣшнее сродство ваше съ святыми предшественниками вашими на учебномъ поприщѣ укрѣпляетъ между ними и вами внутренній, болѣе родственный союзъ, вслѣдствіе котораго они какъ бы природные ваши наставники и руководители, помощники и хранители, молитвенники и ходатаи за васъ предъ Богомъ. Ибо не такъ ли бываетъ и на землѣ между нами, что совершенный возрастомъ служитъ опорою для малодѣтныхъ братій своихъ, мудрый и опытный — для незнающихъ и неопытныхъ, богатый — для бѣдныхъ, сильный и могущественный — для слабыхъ и беззащитныхъ? Что же мы всѣ предъ небожителями, какъ не дѣти малолѣтнія и неразумныя, какъ не существа слабыя и всенуждающіяся? Съ другой стороны, на что же и имъ употреблять свою мудрость и силу, свое духовное богатство и могущество, какъ не на помощь намъ, юнѣйшимъ братіямъ ихъ? Такъ, мы твердо вѣруемъ, что Ангелъ храма сего, который и въ земной жизни своей вмѣнялъ себѣ въ первую и непремѣнную обязанность вразумлять заблуждающихъ, наставлять невѣдущихъ, утѣшать скорбящихъ, укрѣплять малодушествующихъ, тѣмъ болѣе готовъ подать вамъ всякую помощь, оказать всякое содѣйствіе теперь, когда ничто не препятствуетъ всеобъемлющей любви его изливаться въ благодѣяніяхъ небесныхъ. Вспомните, съ какою отеческою любовію, съ какою мудрою снисходительностію любилъ онъ удѣлять время, при всей многочисленности и многосложности пастырскихъ трудовъ и заботъ своихъ, чтобы бесѣдовать съ юными питомцами устроеннаго имъ разсадника просвѣщенія духовнаго, питать ихъ манною Слова Божія, назидать ихъ бесѣдою, замѣнять для нихъ учителей и наставниковъ въ предметахъ ихъ школьнаго образованія. Отречется ли онъ нынѣ бесѣдовать къ вашему сердцу, вразумлять и наставлять, утѣшать и ободрять васъ, если вы будете обращаться къ нему съ усердною молитвою, съ искреннимъ желаніемъ просвѣщенія духовнаго, если будете открывать предъ нимъ душу и сердце свое съ полною готовностію послѣдовать его небеснымъ наставленіямъ?
Все это, говорю, должно радовать и утѣшать васъ; но все это возлагаетъ на васъ и тяжелую отвѣтственность въ случаѣ неудовлетворительности вашего успѣха въ просвѣщеніи духовномъ. Когда святитель Христовъ Димитрій проходилъ путь школьнаго образованія, тогда путь этотъ былъ особенно тернистъ и труденъ. Недостатки вещественные угнетали и учащихъ и учащихся и заставляли ихъ вдвойнѣ трудиться и работать — и для пріобрѣтенія пищи духовной, и для снисканія хлѣба насущнаго. При недостаткѣ самыхъ необходимыхъ учебныхъ пособій и книгъ только усиленнымъ и чрезвычайнымъ трудомъ можно было пріобрѣтать познанія, которыя вами пріобрѣтаются такъ легко и удобно. Читая исторію нашихъ училищъ минувшаго столѣтія, нельзя не удивляться той самоотверженной любви къ просвѣщенію, которая воодушевляла и укрѣпляла предшественниковъ нашихъ на этомъ истинно тернистомъ и трудномъ пути, — тому не побѣдимому ничѣмъ терпѣнію, которое побѣждало всѣ препятствія, преодолѣвало всѣ трудности и дѣлало ихъ воистину людьми Божіими, на всякое дѣло благое уготованными. Теперь, напротивъ, и государство, и Церковь, и общество, и частныя лица приносятъ свои жертвы, чтобы обезпечить ваше положеніе, чтобы дать вамъ возможность безпрепятственно посвятить себя одному главному своему дѣлу, чтобы открыть вамъ всѣ средства къ пріобрѣтенію основательнаго, полнаго и плодоноснаго просвѣщенія на пользу Церкви и общества. Теперь, слѣдовательно, и общество и Церковь имѣютъ полное право ожидать и требовать отъ воспитанія вашего плодовъ совершенныхъ, благопотребныхъ на пользу общественную.
А чего ожидаетъ отъ васъ общество? Ожидаетъ наставниковъ вѣры и благочестія, сильныхъ словомъ и дѣломъ, которые, бывъ просвѣщены внѣшнимъ свѣтомъ ученія и внутреннимъ помазаніемъ отъ Святаго, просвѣщали бы и руководили вѣрно людей Божіихъ въ Царство небесное — и благодатствованнымъ словомъ вѣры и святымъ примѣромъ собственной благочестивой жизни по вѣрѣ; ожидаетъ священниковъ Божіихъ и непорочныхъ служителей алтаря Господня, служащихъ предъ Господомъ преподобіемъ и правдою, — чистыхъ и святыхъ совершителей таинъ Божіихъ, предъ которыми со страхомъ и трепетомъ предстоятъ и сами св. ангелы, — сильныхъ духомъ и вѣрою молитвенниковъ и ходатаевъ предъ Богомъ за народъ Божій, которые служили бы посредниками примиренія, а не стѣною разлученія между Богомъ и людьми; ожидаетъ добрыхъ пастырей, которые съ горячею любовію къ Богу и ближнимъ своимъ, съ полнымъ самоотверженіемъ до готовности положить душу свою за овцы, пасли бы стадо Божіе не нуждею, но волею, и не скверными прибытки, но образомъ были бы — вѣрнымъ словомъ, житіемъ, вѣрою, любовію, чистотою; ожидаетъ отцевъ духовныхъ, которые съ отеческою любовію и старческою опытностію руководили бы вѣрующихъ въ духовной жизни, которые могли бы невѣрующаго просвѣтить, заблудшаго возвратить, согрѣшающаго исправить, больнаго духомъ исцѣлить, падшаго возставить, колеблющагося укрѣпить, криво стоящаго утвердить, всѣхъ привести къ Отцу небесному и непостыдно сказать предъ судомъ Его: се азъ и дѣти, яже ми далъ еси. И эти ожиданія или, лучше сказать, требованія такъ громки, что слышатся со всѣхъ сторонъ, такъ настоятельны, что нѣтъ возможности уклониться отъ нихъ, такъ законны, что ничего нельзя сказать противъ нихъ.
Видите, юные друзья мои, съ какими чаяніями, надеждами и ожиданіями срѣтитъ васъ общество, въ которое вы вступите изъ мѣста воспитанія вашего. Да не посрамятся о васъ эти надежды и ожиданія, да не посрамится чрезъ васъ и самое мѣсто воспитанія вашего!
Потщитеся себе искусны поставити предъ Богомъ, дѣлатели непостыдны. Слышите ли, что Господь говоритъ вамъ: Азъ избрахъ васъ и положихъ, да вы идете и плодъ принесете. Теперь — драгоцѣнное для васъ время сѣянія, отъ котораго зависитъ весь будущій плодъ вашей дѣятельности общественной. Пользуйтесь симъ драгоцѣннымъ временемъ, которое не повторится уже во всю вашу жизнь. Сѣйте въ весну лѣтъ вашихъ, когда удобно и легко и принимается и выростаетъ посѣянное. Придетъ холодная осень, когда силы душевныя потеряютъ свою живость; тогда не взойдутъ уже и лучшія сѣмена.
Сѣйте доброе сѣмя; ибо каково сѣмя, таковъ и плодъ. Отъ животворнаго сѣмени Слова Божія произрастаютъ плоды правды въ животъ вѣчный; отъ нечистаго сѣмени родятся плевелы, годные только для сожженія огнемъ негасимымъ. Старайтесь осѣменить разумъ свой познаніемъ здравыхъ словесъ Господа Іисуса Христа, въ нихъ поучайтесь, въ нихъ пребывайте, да и сами спасетесь и послушающіе васъ. Насаждайте въ сердцѣ своемъ чувствованія любви и благоговѣнія къ Господу, любви, милосердія и состраданія къ ближнимъ своимъ; старайтесь настроить его такъ, чтобы оно жило и дышало однимъ священнымъ, небеснымъ, божественнымъ; къ предметамъ низкимъ, земнымъ оно, на бѣду себѣ, всегда успѣетъ привыкнуть. Пріучите волю свою къ послушанію волѣ Божіей, которая открывается вамъ въ совѣтахъ, наставленіяхъ и повелѣніяхъ вашихъ начальниковъ и воспитателей, — къ точному исполненію заповѣдей Божіихъ, къ смиренію, кротости, терпѣнію, самоотверженію, готовности служить благу братій своихъ съ забвеніемъ самого себя. Елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродѣтель и аще кая похвала, сія помышляйте (Флп. 4, 8), въ сихъ пребывайте самымъ дѣломъ и жизнію; тогда въ васъ образуется и возрастетъ совершенъ Божій человѣкъ, на всяко дѣло благое уготованъ.
1111111111111111
Сѣйте со тщаніемъ; ибо каково сѣяніе, такова и жатва: обильное сѣяніе даетъ обильный урожай, а сѣяй скудостію, скудостію и пожнетъ. Не лѣнитесь сѣять во время, чтобы не терпѣть нужды и скудости впослѣдствіи. Потерянное теперь въ праздности время не возвратится назадъ, и напрасно будете сожалѣть впослѣдствіи объ этой потерѣ. Не щадите сѣмени: его — неистощимый запасъ въ духовной житницѣ небеснаго Домовладыки. Не жалѣйте и собственныхъ трудовъ своихъ: они вознаградятся сторицею во время свое. Се земледѣлецъ ждетъ честнаго плода отъ земли, долготерпя о немъ; долготерпите убо и вы, утвердите сердца ваши на постоянное, неусыпное дѣланіе.
Сѣйте въ удобренную, хорошо разработанную землю; посѣянное на доброй землѣ плодъ творитъ ово тридесять, ово же шестьдесятъ, ово же сто. Посѣянное на твердой, неразработанной землѣ и здоровое сѣмя остается безплоднымъ. Блюдитесь паче всего отъ духовной сухости, отъ нечувствія, ожесточенія и окаменѣнія сердечнаго, за которымъ неминуемо слѣдуетъ отвержеяіе отъ Бога, лишеніе благодати Божіей и омертвѣніе души. Сокрушайте сердце свое страхомъ будущаго нелицепріятнаго суда Божія; умягчайте его молитвою и благоговѣйнымъ размышленіемъ о Богѣ и небесномъ отечествѣ нашемъ, куда предтеча о насъ вниде Христосъ; увлажайте его слезами умиленія предъ Богомъ, состраданіемъ и милосердіемъ къ ближнимъ своимъ, да будетъ оно нѣжно и воспріимчиво ко всѣмъ благимъ чувствованіямъ. Болѣе же всего не попускайте ему заростать дурными наклонностями и привычками. Худая привычка — какъ сорная трава въ полѣ; ибо стоитъ ей только пустить свои корни, тогда нужно много трудовъ и усилій, чтобы искоренить ее.
Не подумайте, друзья мои, что это говорится мною только по обычаю, или по обязанности сказать какое-нибудь поученіе, что этотъ трудъ сѣянія не на столько необходимъ для васъ, чтобы изъ-за него не щадить своихъ силъ. Правда, вы встрѣтите, можетъ быть, и не малое число такихъ пастырей, которые и приняли на себя званіе пастырей безъ надлежащей готовности къ тому, и проходятъ оное, не помышляя объ отвѣтѣ за него предъ Богомъ. Но ужели вы захотите увеличивать собою и безъ того не малое число сихъ недостойныхъ пастырей, которые составляютъ не опору и украшеніе, а тяжкое бремя и поношеніе св. Церкви? Неужели захотите наслѣдовать участь этихъ, какъ называетъ ихъ Господь, рабовъ лукавыхъ и неключимыхъ, которыхъ уже осудилъ Онъ во тьму кромѣшную? Посему-то и нужно вамъ напередъ размышлять о томъ, что ожидаетъ васъ на предлежащемъ вамъ поприщѣ служенія св. Церкви, и будете ли въ состояніи исполнить то, чего потребуетъ отъ васъ это служеніе.
Мнѣ нѣтъ нужды говорить вамъ теперь о важности и святости служенія пастырскаго, ни о томъ, въ чемъ состоитъ это служеніе. Все это вы знаете или узнаете изъ уроковъ вашихъ наставниковъ. Напомню только о томъ, что святая Церковь всегда нуждалась и нуждается въ служителяхъ вѣрныхъ, дѣлатедяхъ непостыдныхъ, пастыряхъ добрыхъ, преданныхъ священному долгу своему съ полнымъ самоотверженіемъ, съ неутомимою ревностію, съ безкорыстною любовію къ Богу и ближнимъ. Жатва многа, дѣлателей же мало, говоритъ Самъ Господинъ жатвы.
Жатва многа. Куда ни посмотришь, вездѣ встрѣтишь или глубокое невѣдѣніе, простирающееся до того, что многіе христіане не понимаютъ и не знаютъ, почему и для чего они христіане, — или упорныя заблужденія ума и порочное направленіе воли, или противные духу Христову, но глубоко укоренившіеся обычаи и привычки. Много нужно ревности и усердія, много искусства и опытности, много благоразумія и терпѣливости, чтобы быть дѣлателемъ непостыднымъ на этомъ тернистомъ полѣ.
Жатва разнообразная. Сколько людей, сколько характеровъ, другъ съ другомъ несходныхъ, столько болѣзней душевныхъ, одна на другую непохожихъ, столько многоразличныхъ нуждъ нравственныхъ, требующихъ пастырскаго попеченія. Сколько нужно прозорливости и осторожности, сколько духовной разсудительности и опытности, сколько снисходительности и терпѣнія, сколько твердости и святости, ревности о спасеніи ближняго, чтобы быть всѣмъ вся, чтобы всяко нѣкія спасти!
Жатва трудная и многоскорбная. Не разъ придется поливать посѣянное Слово Божіе собственными слезами — и не дождаться плода, чтобы взять рукояти съ веселіемъ. Часто придется исколоть руки до крови, стараясь исторгнуть тернія и волчцы. Порокъ злобенъ и ненавидитъ того, кто хочетъ искоренить его; суевѣріе упорно и готово преслѣдовать съ ожесточеніемъ своего обличителя; борьба со страстями человѣческими приноситъ всегда огорченіе и скорби. Нужно много любви и пастырской и отеческой, чтобы не смущаться всѣмъ этимъ. Нужно много самоотверженія, чтобы принести въ жертву для спасенія ближнихъ не только покой тѣлесный, но, быть можетъ, и самого себя.
Жатва, не вознаграждающая дѣлателей земными благами. Здѣсь Самъ Господь предсказалъ Своимъ апостоламъ одни труды и скорби, гоненія и озлобленія. Вся награда — на небѣ и въ вѣчности, а здѣсь — страданія и крестъ. Нужно много вѣры и упованія, мужества и терпѣнія, благоразумія и забвенія всего земнаго, чтобы претерпѣть до конца и непостыдно предстать предъ Господомъ въ страшный день суда Его.
За то какая высочайшая награда ожидаетъ добраго пастыря, который своимъ терпѣніемъ и самоотверженіемъ побѣдитъ всѣ предстоящія ему трудности! Самъ Господь Іисусъ Христосъ обѣщаетъ спосадить его на престолѣ Своемъ: побѣждающему дамъ сѣсти на престолѣ Моемъ, якоже и Азъ побѣдихъ, и сѣдохъ со Отцемъ Моимъ на престолѣ Его. Если же по нераденію или по малодушію пастыря погибнетъ хотя одна душа, какой страшный судъ и осужденіе угрожаетъ ему! Душа, яже во грѣхѣ своемъ умретъ, говоритъ ему Господь: крове ея отъ руки твоея взыщу. «Гдѣ есть Авель братъ твой?» спроситъ онъ нерадиваго пастыря на страшномъ судѣ Своемъ. Ты произвольно, безпринужденно и по собственному желанію принялъ на себя служеніе пастырское; ты поклялся Мнѣ предъ крестомъ Моимъ и Евангеліемъ исполнять свои обязанности со всевозможнымъ тщаніемъ и усердіемъ. Я принялъ твою клятву и облекъ тебя благодатію священства. Я вручилъ тебѣ драгоцѣннѣйшее сокровище, котораго не стоитъ весь міръ, — души, созданныя по образу Моему, искупленныя Моею кровію. Возвратите Мнѣ сіе сокровище. Гдѣ есть Авель братъ твой? Гласъ крове брата твоего вопіетъ ко Мнѣ. Души, погибшія отъ твоего нераденія, проданныя твоимъ сребролюбіемъ и любостяжаніемъ, соблазненныя примѣромъ твоей невоздержной и порочной жизни, вопіютъ ко Мнѣ объ отмщеніи и будутъ вопіять на тебя во всю вѣчность.
Не для устрашенія васъ говорю, возлюбленные, такимъ образомъ. Искренняя любовь къ вамъ, искреннее желаніе видѣть въ васъ впослѣдствіи благоговѣйныхъ служителей Божіихъ, добрыхъ и усердныхъ пастырей душъ христіанскихъ, достойныхъ тѣхъ благихъ надеждъ, которыя возлагаютъ на васъ и Церковь и общество, побуждаютъ сказать вамъ откровенно все, что ожидаетъ васъ въ будущемъ. Самъ Господь Іисусъ Христосъ молитвами угодника Своего Димитрія да дастъ вамъ исполнятися въ разумѣніи воли Божіей, во всякой премудрости и разумѣ духовномъ, яко ходити вамъ достойно Богу во всякомъ угожденіи и всякомъ дѣлѣ блазѣ, плодоносяще и возрастающе въ разумѣ Божіемъ. Аминь.
Примѣчаніе:
Произнесено въ Ярославской семинарской церкви.
Источникъ: «Русскiй Порталъ»