Святой равноапостольный князь Борис I
Май 14th 2016 -
Дни памяти: Май 2, Июль 24, Сентябрь 5 (ст. ст.)
Канонизирован Болгарской православной церковью как святой царь Борис Креститель (болг. Св. цар Борис Покръстител, греч. Βώγωρις; в Крещении Михаил)
Святой равноапостольны князь (852-889), креститель Болгарии. Сын хана Пресиана. При Борисе завершается славянизация правящего слоя болгарского общества, для обозначения верховного правителя начинает употребляться славянский термин «князь» взамен тюркского «каган», «хан». Дети Бориса до Крещения имели, очевидно, двойные тюркские и славянские имена, достоверно это известно в отношении его старшего сына князя Владимира (Расате).
Ввёл христианство в качестве государственной религии в 865 году, при крещении принял имя в честь византийского императора Михаила III. В 866 году подавил восстание языческой знати. Почитается православным святым в ранге равноапостольного.
В 854 году Великоморавский князь Ростислав убедил Бориса помочь ему против Восточнофранкского королевства. В это время хорваты начинают войну против Болгарии. Оба народа до этого сосуществовали мирно, на основании этого предполагается, что хорватам заплатил Людовик, чтобы они напали на Болгарию и отвлекли внимание Бориса от его союза с Великой Моравией. В результате хан Борис был вынужден уступить. В результате военных действий в 855 году мир между болгарами и восточными франками был восстановлен, и Ростислав был вынужден бороться против Людовика в одиночку.
Неудача постигла его и в борьбе с Византией в 855—856 годах. Болгария потеряла области Загора и Филиппополь. Не помог в борьбе с Византией и союз с Людовиком Немецким, снова последовало поражение. Во второй раз Византия потребовала в обмен на мир не земли, а крещение хана.
После смерти правителя Рашки Властимира в 860 году, государство была разделено между его сыновьями. Борис, желая воспользоваться смутой вторгся в Рашку, но был побежден ещё раз. Сербы захватили его сына Владимира Расате и двенадцать бояр, в итоге Борис был вынужден подписать мир.
В 867, воспользовавшись смутой в Византии, болгары захватывают город Охрид.
В военном деле у хана Бориса дела обстояли не лучшим образом, болгарские войска терпели поражения, а в стране случился голод. Болгарская царевна попала в плен в Византии, а наследник престола Владимир Расате попал в плен в Сербии. Пленённый, ученый греческий монах по имени Феодор Куфара стал советником царя.
Во время правления императрицы Византии блаженной Феодоры, Борис решил разорвать мир и объявил ей, что двинется войной на Византию. На это Феодора ответила ему знаменитыми словами:
« Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира.»
После такого ответа Борис предпочёл сохранить мир. Феодора же сообщила ему, что готова за любой выкуп вернуть Феодора Куфара. Борис согласился на это, потребовав взамен вернуть его сестру. Сестра Бориса была воспитана при византийском императорском дворе, крещена и оказалась глубоко верующим человеком. Она стала продолжать дело Феодора Куфары.
В то время монах по имени Мефодий написал картину «Страшного Суда» в одном из любимых домов царя. Борис хотел заказать картину на любимую им тематику охоты, однако монах отклонил просьбу и настоял, что тему выберет по своему усмотрению. Борис согласился, но с условием, чтобы картина вводила зрителей в страх и изумление. Это условие Мефодий исполнил: при виде законченной картины Бориса охватил страх перед Богом. Как утверждает летописец, это и стало окончательным аргументом в пользу принятия крещения.
После ряда военных неудач в походах против Византии Борис принял решение в начале 860-х годов о принятии христианства своим народом и сам около 865 года был крещён под именем Михаила — в честь сына императрицы Феодоры. Продолжатель Феофана отмечает личную роль Феодоры в деле христианизации Болгарии, хотя, следуя агиографической традиции, основную причину крещения видит в избавлении болгар с помощью Бога от сильного голода. Причины принятия христианства были глубже. Во-первых, языческая религия мешала Болгарии во внешней политике, потому что все страны, с которыми Болгария заключала договоры, были христианскими — а разница в религиях очень часто использовалась как предлог для нарушения уже заключенных договоров. Во вторых, христианство давало возможность устранить разницу между болгарами и славянами, что сравнительно скоро привело к формированию единого этноса. Политическое признание Болгарии другими европейскими государствами, и утверждение единой власти внутри страны, были подлинными причинами принятия христианства.
Из-за разногласий с патриархом Фотием, Борис І подчинил болгарскую церковь папе Николаю I. В 870 году после четырёхлетней унии с Римской церковью вернулся под омофор нового константинопольского патриарха Игнатия, который предоставил Болгарской епархии широкую автономию.
В 886 году принял изгнанных из Великой Моравии учеников Кирилла и Мефодия.
На склоне лет святой царь Борис удалился в монастырь, оставив престол сыновьям Владимиру и Симеону. Находясь в монастыре, благоверный царь узнал о том, что правивший после него Владимир стал на путь отступничества от христианства. Сокрушаясь о происшедшем, святой Борис вновь облачился в царские одежды, наказал непокорного сына и, лишив его зрения, посадил в темницу. Поручив правление младшему сыну Симеону, благоверный царь Борис возвратился в монастырь. Лишь однажды он вышел из него для отражения нашествия венгров. Преставился святой благоверный царь Борис, в святом крещении Михаил, 2 мая 907 года.