Святой пророк Иоиль

Октябрь 31st 2015 -

 Пророк Иоиль. Иконостас собора Василия Блаженного. Москва

Дни памяти: 19 октября /1 ноября

Пророк Иоиль  — один из 12-ти малых пророков. Происходил из колена Рувимова. Предсказал запустения Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертвоприношений. Он же пророчествовал, что придет время, когда на всякую плоть будет изливаться Святой Дух по вере в Иисуса Христа, Спасителя мира (Иоил. 2:28 — 32). Написал книгу пророчеств — «Книга пророка Иоиля».


Иои́ль (ивр. יוֹאֵל‎, Йоэ́ль), означает «Иегова есть Бог». Иоиль в чем-то похож на Осию. Он тоже жил приблизительно в 8 веке до н. э. И он тоже был, по большому счету, без рода и племени. Но основное их различие заключается в том, что Иоиль, в отличии от Осии, был пророком в Иудейском царстве, а не Израильском.

У прп. Ефрема Сирина сохранилось предание, что Иоиль родился на территории колена Рувимова, где и был погребен; предание воспроизводит Исидор Севильский. Оно содержится в различных версиях (приписываемых Дорофею, Ипполиту и Епифанию Кипрскому) псевдоэпиграфического сочинению. «О жизни и смерти пророков» (ок. VII в. по Р. Х.). В этом сочинении говорится, что Иоиль родился в г. Вефомороне (Βεθομόρων) на территории колена Рувимова, где и был похоронен. В рецензии Псевдо-Епифания сказано, что Иоиль происходил из селения Вифом (Βηθώμ — Ibid. P. 18). Историческая достоверность этих сведений, видимо, невелика; считается, что они восходят к традиции раннего иудаизма, воспринятой и переработанной христианскими авторами.  В Синаксаре Константинопольской церкви (X в.) названо место рождения пророка Иоиля- Мефоморон.

В Малом Римском Мартирологе и в Мартирологе Адона Вьеннского (оба — IX в.) память Иоля встречается под 6 июля вместе с памятью пророка Исаии и под 13 июля вместе с памятью Ездры (назван тоже пророком) (Ado Viennensis. Vetus Romanum Martyrologium // PL. 123. Col. 161-164; Idem. Martyrologium // PL. 123. Col. 298, 302). В Синаксаре Константинопольской церкви память пророка Иоиля зафиксирована под 19 октября (SynCP. Col. 149).

Святой пророк Иоиль, один из 12-ти малых пророков, был сын Вафуила (Иоил. 1, 1). По преданию, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области, из колена Гадова или Рувимова, и жил в городе Вефароне или Вефаре, расположенном на границе колена Ефремова и Вениаминова. Пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова.

Иоиль — первый библейский пророк, по преданию оставивший после себя запись своих проповедей (Книга Иоиля). Поводом к произнесению пророческих речей послужило великое бедствие, постигшее царство Иудейское – продолжительная засуха и налетевшая в громадном количестве саранча, разорившие Иудейскую страну. В связи с этим, пророк призывает народ обратиться к Богу с молитвою о помощи, ибо близок день Господень.

Иоиль предсказал запустение Иерусалима. Он же пророчествовал, что на всякую плоть будет изливаться Святой Дух через Спасителя мира (Иоил. 2, 28-32).

Пророк, по имени которого названа пятая книга малых пророков Библии. Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге Иона уделено лишь несколько слов (3:4), она вошла в сборник пророческих книг Библии потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка.

В первой части повествования (главы 1–2) рассказывается о том, что Бог повелел Ионе, сыну Амиттая, отправиться в столицу Ассирии Ниневию и возгласить погрязшим в грехах и нечестии жителям города скорую кару. Пытаясь уклониться от возложенной на него миссии, Иона сел на корабль, плывший в противоположном направлении. Бог наслал на море великую бурю, и брошенный моряками жребий указал на Иону как на виновника Божьего гнева. Буря не утихала до тех пор, пока Иона не был выброшен в море по совету самого пророка, сознавшегося в том, что он бежит от Бога, и лишь после того, как моряки напрасно пытались вернуться на сушу. Однако Иона, не выполнивший еще возложенную на него миссию, не погиб в пучине: огромная рыба проглотила пророка, который, пробыв три дня в ее чреве и вознеся оттуда благодарственную молитву Богу за чудесное спасение (2:3–10), был извергнут ею на сушу.

Во 2-й части (глава 3) повествуется о том, как Иона был вторично призван Богом к выполнению возложенной на него миссии. Прибыв в Ниневию, он провозглашает, что через 40 дней Бог разрушит город за грехи его жителей. Жители Ниневии во главе с царем, уверовав в Бога, объявляют пост и всенародное покаяние, вследствие чего Бог решает помиловать их.

Вторая же часть содержит развернутые пророчества именно о Страшном Суде. Она начинается с предсказания пророком Иоилем сошествия Святого Духа на апостолов и на всех будущих православных христиан: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил. 2, 28). И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего » (Иоил. 2, 29). Эти слова цитирует впоследствии святой апостол Петр в День Пятидесятницы: Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2, 16–18).

Давайте познакомимся с тем местом книги пророка, которое повествует о Страшном Суде. Господь говорит: И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь (Иоил. 2, 30–32).

Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. (Героями пророк называет ангелов) Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. (Господь обращается к ангелам) Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него. И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим (Иоил. 3, 11–18).

В последней части (глава 4) раздосадованный Иона обращается к Богу с жалобой, объясняет свое первоначальное нежелание выполнить свою миссию уверенностью, что милосердие побудит Бога простить жителей Ниневии, и просит ниспослать ему смерть. В ответ Бог предуготовляет ушедшему из города Ионе куст, который дает пророку защиту от палящих лучей солнца. Однако посланный Богом червь источает куст, и, когда наведенный Богом знойный ветер и палящее солнце истощают силы Ионы и тот просит смерти, Бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое за одну ночь выросло и в одну же ночь пропало, а Я не пожалею Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек... и множество скота?» (4:10–11).

Этим вопросом, а не разрушением Ниневии заканчивается книга Иона, и читатель, а не составитель книги, должен дать на него ответ и сделать соответствующие морально-религиозные выводы.

Святой пророк Иоиль

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Свое пророческое служение святой Иоиль проходил в царстве иудейском и именно в Иерусалиме (Ср. 1, 9, 13; 2, 1, 15). Пророк говорит только об Иуде (Иоил. 2, 27; 3, 1), которого называет Израилем (Иоил. 3, 2), а о десятиколенном царстве не упоминает. При этом Иоиль указывает на рассеяние Израиля-Иуды между народами и даже о разделении народами Израильской земли (Иоил. 3,2).

Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее царство Иудейское – продолжительная засуха и налетевшая в громадном количестве саранча, разорившие Иудейскую страну. В связи с этим, пророк призывает народ обратиться к Иегове с молитвою о помощи, ибо близок день Господень (Иоил. 2, 1). Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Иегове с молитвою о помощи и Господь пощадил народ Свой, и за его обращение Господь обещает благоденствие и обилие земных благ (Иоил. 2, 19-27).

Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда изольется Дух Святой на всякую плоть безразличия пола, возраста и состояния (Иоил. 2, 28-29). Исполнение предсказания об излиянии Святого Духа началось со дня первой христианской Пятидесятницы и будет продолжаться во все время, пока не войдет в Царство Христово полное число язычников.

Пророк Иоиль предсказал и о наступлений всеобщего суда («день Господень»)» которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне (Иоил. 2, 30–32).

В день Господень Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их (Иоил. 3, 19). Но день суда Господня не будет страшен для Израиля – для него он явится началом блаженной жизни (Иоил. 3, 18, 20).

Тропарь, глас 2

Предведый Божие пришествие во плоти и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, пророче Иоиле: спасай молитвами твоими чтущия тя от всех скорбей.

Кондак, глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Иоиле славне.

Величание

Величаем тя, пророче Божий Иоиле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Комментарии закрыты.