Пророк Гедеон
Октябрь 8th 2015 -
Память 26 сентября /9 октября
Пророк Гедеон сыном Иоаса из рода Авиезера в колене Манассии. Его отец был язычником, владевшим святилищем Ваалу и Астарте в г. Офра. 7-й судья Израильский (Суд 6:11).
Гедеон избавил израильтян от нашествий кочевого племени мадианитян, которые несколько лет опустошали земли колен Манассии и Ефрема в горной области Заиорданья (Суд 6. 5; 7. 12) и представляли опасность для веры Израиля (Суд 6. 10). Тем не менее в Книге Судей не говорится, что Гедеон «судил» Израиль в отличие от остальных судей (ср.: Суд 12. 11 и др.)
Он был от природы очень скромный, и когда Ангел Господень предложил ему идти во имя Господне и спасти Израильтян от ига Мадианитян; Гедеон отвечал: вот и племя мое в колене Манассиииом самое бедное и я в доме отца моего младший (Суд 6:15).
Господу угодно было обнадежить Гедеона поразительными знамениями Своего могущества и помощи, о которых подробно упоминается в 6, 7 и 8 главах кн. Судей.
История с призванием Гедеона напоминает историю с призванием Авраама (Быт 18). Подобно Аврааму, Гедеон доверился Господу, оставив языческое прошлое своей семьи (ср.: Быт 12. 1). Господь явился Гедеону, когда из-за страха перед мадианитянами он прятался в виноградной давильне. Священное Писание отмечает его смирение в принятии божественного повеления (Суд 6. 14-15; ср. ответ Моисея на призвание Господа — Исх 3. 11). Гедеон устроил благодарственную трапезу, которая стала жертвенным предложением, когда пищу попалил огонь, вышедший из посоха ангела (ср.: Суд 13). Он построил на месте посещения ангела алтарь и назвал его «Господь-мир» (евр. Яхве шалом) (Суд 6. 24). По повелению Бога Гедеон разрушил жертвенник своего отца, срубил священное дерево и возвел новый алтарь Господу, принеся в жертву лучших тельцов из стада Иоаса.
Обнаружив это, соседи требовали убить Гедеона, но Иоас вступил на защиту сына, решив, что если Ваал — бог, то «пусть сам судится с ним» (Суд 6. 32). В этом стихе дается народная этимология 2-го имени Гедеона- Иероваал: «Пусть Ваал совершит (рассудит)». Точное значение элемента в его имени
неясно. Возможно, это имя способствовало деятельности Гедеона. в качестве религиозного реформатора. Божественное благоволение к Гедеону, требовавшего знамения, проявляется в чуде с овечьей шерстью: сначала роса выпадает только на расстеленную Гедеоном на земле шерсть, затем на земле вокруг выпадает роса, а шерсть остается сухой. Это чудо становится знаком спасения Израиля (Суд 6. 37-40; ср.: Пс 71. 6 по LXX). Роса символизирует благодать Св. Духа, которую Господь дарует Своей Церкви (Iren. Adv. haer. III 17.
Высокий религиозный статус богоизбранности Гедеона выражен в Библии словами: «Дух Господень объял» Гедеона. (Суд 6. 34). Накануне очередного вторжения мадианитян он избрал из колен Асира, Завулона, Неффалима и Манассии многочисленное ополчение из 32 тыс. человек Гедеон получил повеление от Бога отослать по домам боязливых, а остальное войско уменьшить до 300 воинов, кто «будет лакать воду языком своим, как лакает пес» (Суд 7. 5). Малое число ополченцев должно было говорить о том, что не Израиль совершил победу собственными силами, но что Господь спас свой народ (Суд 7. 2). Тем самым Господь показал, что спасение Его народа должно совершаться прежде всего избранными и прошедшими испытания верными людьми (Theodoret. Quaest. in Iud. 2; это событие указывает на слова Иисуса Христа о «званых и избранных» — Мф 20. 16; Рим 9. 27 и др. (Greg. Nazianz. Or. 42. 9)).
Битва Гедеона с мадианитянами. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652—1666 гг.
С небольшим отрядом Гедеон совершил ночную вылазку в стан врагов, где одержал победу над превосходящими силами противника (Суд 7. 1-22). С помощью воинов из колена Ефремова удалось настигнуть и уничтожить на переправе через р. Иордан мадианитянских князей Oрива и Зива, чьи головы были доставлены Гедеоном (Суд 7. 24-8. 3). Преследуя остатки вражеского войска, Гедеон лишил жизни в знак мести за братьев и мадианитянских вождей: Зевея и Салмана. На обратном пути он наказал старейшин городов Сокхофа и Пенуэла, которые с усмешкой отказали его воинам в провианте (Суд 8. 12-21).
Благодарные Израильтяне предлагали Гедеону царскую власть, но он отверг эту честь, сказавши: Господь да владеет вами (8:22-23). Он имел неосторожность из доставленного ему народом золота сделать священную одежду — ефод, и положить оную в своем городе, чем подал народу повод впасть в идолопоклонство (8:24-34). И был он (ефод) сетью Гедеону и всему дому его, замечает как бы с прискорбием свящ. писатель кн. Судей о сем случае. Впрочем Гедеон мирно судил Израилю в продолжение 40 лет, скончался в доброй старости и погребен в Офре.
При Гедеоне израильтяне 40 лет жили в мире. Гедеон имел много жен и около 70 сыновей, что, возможно, соответствует обычаю политического (кланового) сыновства, которое могло быть приобретено переговорами и демонстрацией лояльности.
После смерти Гедеон Авимелех предпринял попытку захвата власти в Сихеме и тем самым навлек на себя бесчестье (Суд 9).
Pages: 1 2