Преподобный Ефрем Сирин
Февраль 12th 2014 -
Память 28 января.
Ефрем «чудный», как называет его Симеон Метафраст, родился в месопотамском городе Низибии (Нисибине) или в его окрестностях от бедных родителей в начале четвертого века (в 306 году после Р.Х.).
Его предки в эпоху гонений, развязанных Диоклетианом в восточных провинциях империи, исповедали Христа перед судом. «Я родственник мученикам», – так говорил о своих предках преподобный. Предание о подвиге исповедания веры предками воспринимается Ефремом как семейный залог любви ко Христу, и он считает своим долгом последовать по их следам. Уже в младом возрасте, по его собственному признанию, он научился наукам «о Христе» от священников, а его родители «привили ему страх Божий». Несмотря на то, что мы не располагаем данными о продолжительности и характере образования, полученного Ефремом, с достаточной вероятностью можно предположить, что наукам «о Христе» его обучал святой Иаков, будущий великий иерарх Низибийский.
Однако в юношеские годы по неопытности и легкомыслию Ефрем впал в соблазн и поддался нечестивому помыслу о том, что все в мире происходит случайно, и не существует Божественного Промысла, управляющего миром и предопределяющего его. По Божьему попущению опрометчивый и неблагоразумный юноша проходит суровое испытание этим греховным помыслом, который грозит искоренить в нем веру в Божий Промысел. Но Господь по доброте Своей не оставляет Свой «избранный сосуд», посылая ему вместе с соблазном и вразумление. Это испытание оставило столь спасительный след в душе Ефрема, что он часто вспоминал его, стараясь извлечь из него духовную пользу для братии и рассказывая им о милости Божией.
В своем Слове «Обличение себе самому…» он рассказывает об этом страшном испытании и о чудесном вмешательстве воли Божьей. По попущению Господню святого обвинили в краже овец и, несмотря на его невиновность, заключили в тюрьму с двумя другими – также безвинными – людьми. Пробыв в заключении семь дней, на восьмой день он увидел во сне, как кто-то говорил ему: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысел; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе познаешь, что эти люди страждут справедливо…»
Сказание о юродивой Исидоре Тавенской. Ефрем Сирин
Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа
Произошедшие затем события поразили преподобного и не только отвратили его от нечестивых помыслов, но и побудили немедленно принять решение уйти от мира и удалиться в пустынные горы, где он стал учеником святого Иакова, опытного аскета и наставника в духовной жизни. Святой Иаков, бывший тогда епископом Низибийским, взял с собой своего талантливого ученика, которому тогда еще только исполнилось девятнадцать лет, на Первый Вселенский Собор в Никее (325 год). Под руководством святого Иакова этот подвижник послушания начал изучать Святое Писание, бороться за истинную веру и учить народ в низибийской школе.
Поученіе. Препод. Ефремъ Сиринъ
Биографы преподобного рассказывают о нем с особым восторгом. Блаженный Ефрем с младых лет с самоотречением вступил на путь духовной борьбы и сподобился особой чистоты и освящения, став сосудом Духа Святого. За короткое время, не пройдя предварительно долгого пути послушания и аскезы, он проникся духом монашеской философии. Историк Созомен отмечает, что преподобный неожиданно снискал себе великую славу как наставник сирийцев. Ефрем, не обучавшийся в знаменитых школах Востока (Антиохской, Александрийской и т. д.) и не изучавший мирские науки своего времени, приобщился к Божественной Мудрости и исполнился даром наставничества.
Сам святой свидетельствует о полученных им от Господа дарах, рассказывая о чудесном видении, которое он сподобился увидеть еще ребенком: «Видел я, как виноградная лоза, исполненная ягодами, взошла на моем языке и, выросши изо рта моего, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную, и все птицы собирались на ветвях или же, летая вокруг, ели ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось».
В лице преподобного Ефрема мы видим зримый пример благих даров Божиих. С младых лет он постигает высокие понятия и идеи истинной философии, превосходя в мудрости и блеске речей, а также в богатстве и правильности мыслей самых крупных и известных учителей своего времени. По словам Созона, даже Василий Великий восхищался его ученостью и безоговорочно утверждал, что Ефрем стоит на первом месте среди ученых мужей его времени.
Однако преподобный был не только наставником благочестия, но и добрым рабом и тружеником на ниве заповедей Христовых. Столь велика была его любовь к народу Божию, что он, когда того требовала необходимость, с готовностью покидал место своего уединения и аскезы.
В годы краткого царствования Юлиана Отступника (361-363) начались набеги персов на Месопотамию, и царь Сапор II Великий (309-379) осадил Низибию. Преподобный принял активное участие в чудесной защите города, поддерживая и воодушевляя народ. В 363 году после смерти святого Иакова Низибия пала от рук персидских захватчиков. Школа, в которой преподавал преподобный, была разрушена, и многие христиане покинули Низибию, найдя приют в Эдессе, в городе, который, по словам преподобного, «благословен был устами Спасителя чрез ученика Его». Вместе с ними отправился и Ефрем, который, согласно святому Григорию Нисскому, вознамерился посетить Эдессу по двум причинам: чтобы поклониться святым мощам апостола Фаддея, а также чтобы найти ученого мужа, от встречи с которым он мог бы вкусить плода ведения. Евагрий также упоминает среди целей бегства преподобного в город Эдессу и желание поклониться хранившемуся там Нерукотворному Образу Спасителя.
На протяжении всего времени своего пребывания в Эдессе преподобный, не желая отягощать братьев и Церковь расходами на свое содержание, зарабатывал себе на хлеб у владельца общественных бань, а в свободное время проповедовал язычникам Слово Божие. Затем, по совету известного старца Иулиана, он удалился на пустынную гору близ Эдессы для аскетического подвига. Но в скором времени старцу Иулиану было открыто в видении, что Ефрему – единственному из всех – был дан дар наставлять людей.
В последующие годы Ефрем начал писать истолкование на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на сирийском языке немедленно привлек к Ефрему многих эдессян, и потому преподобный вынужден был бежать от людей. Его сирийский биограф сообщает, что Ангел Божий явился Ефрему и спросил его: “Ефрем! Куда бежишь ты? ” “Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщения света”, – отвечал Ефрем. Тогда Ангел сказал ему: “Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма”. После этого видения Ефрем возвратился к тому служению и к тому месту, в котором был призван ублажить Бога.
Преподобный начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для успеха в своем деле он открыл училище в Эдессе, где обучались многие жители города и из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской Церкви. Среди них выделялись его ученики Авраам, Симеон, Мара и Зиновий, которых преподобный упоминает в своем завещании.
Предание о том, что Ефрем еще в юном возрасте подвизался длительное время в крупных монастырских центрах Египта, не подтверждается данными, сообщаемыми его биографами. Вероятнее всего, уже искушенный в духовной жизни святой посетил Египет, чтобы познакомиться с великими отшельниками и знаменитыми отцами пустыни. В сопровождении одного из своих учеников, знавшего греческий язык, он добрался до берегов Средиземного моря и пересек его на корабле, приплыв к Египту. На Нитрийской горе его приняли как почетного заморского гостя.
Сирийский биограф Ефрема сообщает также, что на Нитрийской горе ему довелось увидеться с иноком Паисием Великим, а авва Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия Великого, описывает и беседы Паисия с “великим между сирийскими подвижниками отцом”. “Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем”, – повествует авва Иоанн Колов. Преподобный Ефрем посетил и других славных учителей и подвижников Египта и оставил о себе память “мужа, освященного Духом Святым”, а впоследствии в хвалебных сочинениях написал о пользе подвига египетских монахов, от которых он и сам многому научился. Приезд преподобного в Египет стал приездом учителя истинной веры. Сирийский отец порицал злославие (ересь) ариан и поддержал слабых в вере.
На обратном пути из Египта святой посетил Кесарию Капподокийскую (около 370г.), чтобы встретиться с Василием Великим. Свою встречу с великим иерархом, произошедшую в храме после евхаристического собрания, подробно описывает сам преподобный в Похвальном слове Василию Великому. Рассказ, который донес до нас преподобный Ефрем, об этой его встрече с Василием Великим свидетельствует о высоком уровне духовности обоих мужей.
Анонимный биограф преподобного сообщает также следующий факт: когда Василий Великий спросил преподобного, почему, лишь войдя в храм, тот начал славить его “громким голосом”, преподобный ответил: “Потому я буду продолжать громко славить тебя, что я видел белого голубя, сидевшего на правом плече твоем и говорившего о тебе”.
Сирийский биограф преподобного, а также историк Эрмий Созомен Саламaнский сообщают и о факте выбора Ефрема в епископы. Преподобный с самого начала отказался от этой чести, а когда понял, что народ хочет схватить его и насильно рукоположить, притворился юродивым. Таким образом, ему удалось скрыться от людей, потом же он “бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на его место”. Созомен Саламанский сообщает об этом факте, главным образом, чтобы показать, как преподобный боролся со страстью тщеславия.
Епископ Кипрский Феодорит в “Церковной истории”, повествуя о преподобном Ефреме, говорит о его выдающихся произведениях, направленных против еретических учений. В Месопотамии в то время более всего были распространены ереси Вардесана и Ария. Испытание правой веры в Эдесской Церкви, связанное с важной ролью этого крупного города и его епископского престола, который мог оказывать влияние на всю Месопотамию, заставило Ефрема встать на защиту истины.
Метки: Ефрем Сирин
Pages: 1 2