Преподобный Роман Тырновский, игумен
Февраль 28th 2014 -
Память 17 февраля/1 марта (Болг.) и в Соборе Болгарских святых
Происходил из знатного рода. Приняв монашество, он скорбел что не имел истинного наставника на пути к Богу.
Встретив преподобного Феодосия из Парории он проникся к нему сердечной преданностью. Когда Феодосий во второй раз прибыл в Тырново с поручением от преподобного Григория Синаита к царю Иоанну-Александру, чернец Роман пал ему в ноги, припомнил их давнишнюю дружбу, и сказал:
«Если оставишь меня так, то узнаешь, что я или сам себя убил или сбросил себя с высоких Тырновских скал в пропасть! Ибо как лань стремится к водным источникам, так и моя душа желает наслаждаться твоими молитвами и всегда пребывать вместе с тобой!»
Феодосий согласил взять его с собой и привести к своему игумену, Григорию Синаиту, который сердечно принял Романа и причислил к своему братству. В Парорийской обители Роман прожил немалое время, покорно изполняя возложенные на него послушания. Однажды игумен отправил его по монастырским делам в дальний путь — видимо, к Болгарскому царю. Пока Роман был в странствии, святой игумен Григорий скончался, после чего святой Феодосий покинул Парорийскую пустынь и ушёл к Роману, на Сливенскую гору.
Вместе они посетили Святую Гору Афон, затем странствовали с место на место по неспокойным Балканским землям. Наконец они избрали своим местожительством Кефаларево (ныне Килифарево), так как, находясь близ столицы, эта земля пользовалась хорошей защитой от нашествий разбойников и турок. Здесь они построили монастырь, в котором святой Феодосий стал настоятелем, а святой Роман — его ближайшим сподвижником.
Когда возникла необходимость созывать в Болгарии Собор для защиты чистоты Православия от еретической проповеди, Феодосий вмест с Романом отправились к первым лицам страны и утвердили их в деле поддержания Веры.
Осенью 1363 года, незадолго до своей кончины, преподобный Феодосий ушёл в Царьград с четырьмя своими учениками, а святого Романа оставил вместо себя игуменом нового монастыря в Устие, еще ближе к Тырнову в направлении Дебельца.
Приняв руководство монастырской братией, святой усердно поучал братию и всячески старался подражать своему учителю. Люди со всей округи часто приходили к нему за молитвами и духовным наставлением. Сам он жил строгой постнической жизнью, принимая раз в день лишь немного пищи и мало вина для облегчения мучитавших его приступов сильного кашля. При этом он не оставлял всегдашних бдений, оставаясь всякую ночь без сна, и лишь под рассвет немного засыпая. Тяготясь разлукой со своим любимым наставником, он желал скорее покинуть тленное тело и воссоединиться со святым Феодосием в горнем мире, почему только усиливал свои подвиги. Хотя внешне он казался моложавым, тяжелый кашель изнурил и иссушил его тело. Презрев недуг, подвижник не ослаблял усилий, утешал братию и побуджал их духовным подвигам.
Когда ему стало известно приближение своей кончины, он собрал братию, утвердил их в страхе Божием и распорядился о благоустройстве обители. Затем он причастился Святых таин, благословил всех и предал дух в руки Божии 17 февраля, вероятно около 1370 года. Братия отпела и погребла своего духовного наставника.
Сведения о святом Романе были записаны в греческом житии его наставника, преподобного Феодосия Тыроновского, и дополнены младшим современником и сподвижником преподобного Романа, святым патриархом Евфимием, который писал что преподобный:
«Был он человеком добродетельным и знаменитым, ревнителем о духовной жизни, во всем подобным блаженному Феодосию, истинный пустынножитель и постник, изполнитель всех Господних заповедей...храбрец».