Преподобный Назарий Валаамский
Март 7th 2017 -
Память 23 февраля
Игумен Назарий (в миру Николай) родился в селе Аносове Кадомского уезда Тамбовской губернии. В 1752 году совсем еще юным он пришел в Саровскую пустынь.
Услыхав о подвижнической жизни астраханского епископа Мефодия, Николай отправился к этому владыке.
20 декабря 1761 года Николай был пострижен в монашество в приписном к Архиерейскому Архиерейскому Дому Покровском монастыре, крестовым иеромонахом Никифором в присутствии преосвященного епископа Мефодия. Через год 22 октября 1762 года о.Назарий был тем же епископом рукоположен во иеродиаконы. Послушание он нес при епископе в качестве келейника. Отца Назария по праву можно назвать учеником владыки Мефодия, который впоследствии в своих письмах в Саровскую пустынь называет его своим воспитанником.
26 января 1764 года епископ Мефодий согласился на перевод иеродиакона Назария.
8 сентября 1764 иеродиакон Назарий переходит по увольнению из астраханской епархии, по указу епископа Павла Владимирского, в Саровскую пустынь. В это время Саровской пустынью управлял шестой строитель, иеромонах Ефрем.
В 1770 году 4 мая иеродиакон Назарий бежал, как свидетельствует летопись Саровской обители. Тотчас был послан доклад в Святейший Синод, именно благодаря ему у нас сохранилось описание о.Назария, «Иеродиакон Назарий , ростом великоват, волосом светлорус, лицом чист, сухощав, глаза серые, борода невелика, от роду 29 лет». После возвращения о.Назария, было учинено разбирательство. Вот как данное событие описывается в указе консистории: «4 мая взявши о.Назарий из трапезной хлеба, не спросясь тебя строителя и не сказавши никому, пошел из той пустыни в лес, где ходя заплутался и ходил дней с девять. А как где нашедши дорогу, пришел в пустынь обратно, то услышав от работника тоя пустыни, что о побеге ево в консисторию представлено, убояся истязания и пошел паки в лес. И отшедши от пустыни верст с 30 сделал себе шалаш и с июня месяца средних чисел. А на пищу получал от работающих в том лесу крестьян, а потом занемог и вышед из показанного шалаша пришел обратно в пустынь». Наказанием о.Назарию определили: «на полгода в черную работу, в которую употреблять ево в те времена, когда он от священослужения свободен будет, да через то время давать ему в среды и пятки сухоядение, а в церкви вовремя литургии класть ему по пятьдесят земных поклонов».
В 1773 году о.Назарий нес послушание, исполняя чреду священнослужения, в церкви нес клиросное послушание и шил для братии камилавки. В 1776 году о.Назарий был посвящен во иеромонаха епископом Владимирским Иеронимом. По ведомости значилось, что он исправляет священнослужение, а по немощи временно исполняет послушание в вязании четок для братии, а к другим трудам он за немощью был не способен.
Строгое исполнение иноческого устава было всегдашней заботой отца Назария. Вся жизнь его была подвигом. Душа его так была проникнута мыслью и Божественных предметах, чтобы единственным предметом его бесед было слово о пользе души. О делах мирских он не знал и слов, как говорить о них. Но если отверзал свои уста, чтобы говорить о подвигах против страстей, о любви к добродетели, то его беседа была неиссякаемым источником сладости. И как сам он, так и слушающие, забывали часы и время в усладительной беседе. Слова его были правы, прямы и резки. Без Слова Божия как основания не любил он и начинать разговоров, — так учил и других, чтобы душеспасительные советы основывать не на своем разуме, но на слове Божием. Строгий и как бы недоступный по виду, он своими словами привлекал сердца всех к любви и послушанию к нему. Смиренный сам, он и всех, которые просили у него наставления, прежде всего, учил смирению. Жизнь проводил неизменяемо постническую и нестяжательную; едва только не рубище употреблял для одежды своей.
Келейник митрополита Гавриила, архимандрит Феофан (Соколов) так вспоминал об отце Назарии: «А вот еще о.Назарий был человек простой, неученый, писать не умел. Преосвященный Гавриил спросил однажды отца Назария: кто у него хуже всех? — он отвечал: все хороши. — „Ужели — то нет никого худого?“ — Владыко святый, я один». Случилось о. Назарию ехать через одно селение, играют дети: он остановился, созвал их и испрашивает: «что, кто из вас лучше всех?» Дети указали на одного мальчика: « вот этот лучше всех!» — «Почему?» спрашивает он: — «он смирен, отвечают ему: ты его бранишь, а он ничего». — «Так и вы перенимайте у него», сказал о. Назарий. Он жил в пустыне 7 лет, — я бывал у него. Он сапоги по 6-ти лет нашивал, платье носил рубищное. Ему страшилища были в пустыне. Он рассказывал, что ему однажды пришла мысль насеять репы; вот, дескать, будут приходить усердствующие, брать ее и получат исцеления. Как только он это подумал, вдруг почувствовал, что кто-то ударил его как будто палкою по голове, и так сильно, что он не мог на ногах удержаться, упал, и почувствовал такой смрад и зловоние в воздухе, и ползком кое-как до обители дошел.
Об отце Назарии митрополит Гавриил узнал следующим образом. В 1780 году 5 декабря «о.Назарий с товарищи в Москву отправился», — как писал преосвященный епископ Владимирский Иероним. Видимо именно в это время они посетили Соловецкую обитель. Увидев запустение Анзерского скита, о.Назарий обратился в Святейший Правительствующий Синод, с покорнейшим доношением, в котором он описывал условия жизни Анзерского скита, Соловецкого монастыря и о его запустении:
« Ныне уведомился я, что оной скит по внове учиненному о монастырях штату оставлен в том же игуменском звании. И находится под ведомством Соловецкого монастыря. Которой незнаемо для чего мне же уповательно, что за малоимением к жительству в том острове охотных людей как то и в мое недавно для поклонения в Соловецком монастыре и во оном Анзерском скиту святым мощам, бытность находилось только четыре человека. Представлял неоднократно Святейшему Правительствующему Синоду, дабы благоволил оной Анзерский скит из ведомства их исключить. В рассуждении, чего я всенижайший как, будучи о сем острове довольно известен, то желаю в нем препровождать свою жизнь охотно». Далее он указывает тех братий, которые пожелали бы с ним отправится в указанный скит.
В начале 1781 года в письме к строителю Саровской пустыни иеромонаху Пахомию митрополит Гавриил просил о высылке иеромонаха Назария для восстановления Валаамского монастыря и для заведения в оном устава Саровского. Отец Пахомий как видно на это не совсем охотно соглашался, между прочим выставлял на вид и малообразованность братии. Равно и о.Назария представлял как человека малоумного и неопытного в духовной жизни. Преосвященный Гавриил проник в тайну смирения Назариева: «У меня много своих умников — отвечал им, — пришлите мне вашего глупца». Таким образом о. Пахомию невольно пришлось отпустить смиренного подвижника, избранного Промыслом Божиим через Архипастыря в оружие к восстановлению древнего Валаама.
В 1781 году указом Святейшего Синода о.Назарий был потребован в Санкт-Петербург, где по убеждению митрополита Гавриила определен в строители в Валаамский монастырь для устройства в нем общежития и порядка по уставу Саровской пустыни.
8 сентября 1781 года Владимирский епископ Иероним писал игумену Саровской пустыни: «Получил я преосвященного новгородского краткое письмо о увольнении Назария с Иоакимом в Петербург; полюбопытствовал, нет ли изъяснения в Вашем письме, — для чего они требуются, — для того и распечатал оное. Но как нашел в нем ту же неизвестность, то прося в дерзновении прощении прилагаю в сем письме оное открытое. Мне сие много потревожило да и удивило! Если Назарий у вас не (в) пустыне, то где она? Спросите его, чего он хощет поискать там, откуда люди присылаются к вам на исправление. Остаюсь (…) и к Вам и любезной братии доброжелателен».
В январе 1782 г. игумен Назарий с учениками, посетил Коневский монастырь.
Через год преосвященный Гавриил писал к владыке Виктору Владимирскому: «Благодарю за увольнение отца Назария; он в Валаамском монастыре устроит порядок пустынный».
В грамоте, данной о.Назарию по случаю назначения настоятелем, митрополит Гавриил объясняет, «что остров Валаам, по пустынному положению своему и святости жизни первых своих тружеников, самим Промыслом Божиим определенный к пребыванию на нем иноков, требует восстановления селений праведных на непреложных правилах, существующих в Саровской пустыни, и тем самым принесения жертвы Спасителю. Призывая для сего честного отца иеромонаха Назария, известного подвигами своими и усердием для утверждения монашествующих в спасительной жизни, мы преклоняем колени и сердца наши пред Господом, да даст им, по богатству благости и Славы Своей, укрепиться Духом Его Святым и да сохранит в сердцах любовь и мир Божий о Христе Иисусе».
Монастырем в это время управлял игумен Ефрем, по монастырской необходимости он выехал в Петербург, но здесь заболел и скончался 3 марта 1782 года. Похоронен он в Александро-Невской Лавре. В виду этого события отец Назарий был определен указом от 7 марта 1782 года строителем Валаамского монастыря. При вступлении в должность настоятеля, в монастыре не было ни одного иеромонаха, кроме самого отца Назария, а один монах и два белых священника из которых состояло все братство, по несчастному случаю все утонуло, так что около года отец Назарий один совершал священнослужение.
Благодаря попечением Назария, обитель Валаамская возродилась из запустения. В монастыре был устроен строгий церковный богослужебный порядок, введены три рода жизни: общежительная, скитская и пустынная. Сам игумен в монастыре имел отшельническую келию, в которую удалялся на целые недели. И между тем управлял монастырем с особенным даром дальновидности и прозорливости, узнавая иногда без испытания человеческие мысли, склонности и характеры каждого из братий, и побуждая их к исправлению недостатков, замеченных в них.
Он деятельно занялся в монастыре строительством. Он составил план каменного монастырского здания, существующего и по настоящее время и составляющего внутренний его четырехугольник. Для тридцати человек братий помещения в этом четырехугольнике было вполне достаточно. План здания был составлен по проекту отца Назария и утвержден преосвященным Гавриилом, митрополитом Новгородским и С. -Петербургским, 10 февраля 1785 года.
Pages: 1 2