Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебского монастыря
Январь 25th 2017 -
В различных списках Жития Иринарха повествуется о 24 чудесах, совершенных святым: 10 прижизненных и 14 посмертных (1-е чудо — исцеление прп. Корнилия Переяславского от болезни ног; последнее чудо в ркп. РГБ. Тихонр. № 259 — об исцелении бесноватого Петра, жителя с. Фантырева Суздальского у., датировано 1691; опубл.: Доброцветов. 2011). Большинство чудес связано с исцелением от беснования (бесноватых привязывали к веригам святого). В 1771 г., во время эпидемии чумы, жители с. Фантырева служили молебны перед иконой Иринарха. В «Летописи Борисоглебского монастыря» сообщается об исцелении в сер. июня 1903 г. 12-летней дочери ростовского крестьянина А. А. Маринина Марии, страдавшей пороком сердца, воспалением легких и ревматизмом. После молебна у мощей преподобного больная выпила воды из источника Иринарха и исцелилась (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334. Л. 3-3 об.).
Прославление Иринарха как местночтимого святого совершилось не позже ок. 1688—1691 гг., когда над погребением Иринарха была установлена рака (изготовлена при архим. Иосифе; см.: Мельник. 2006. С. 445-446). Иринарх упоминается без указания дня памяти в Месяцеслове Симона (Азарьина): «Преподобный Иринарх затворник, иж в Борисоглебском монастыри Ростовского уезду, блаженым Иваном, Московским чюдотворцем, посажен в затвор». В Кайдаловских святцах и в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XIX вв.) память Иринарха отмечена под 13 января (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 219, 370; Описание о российских святых. С. 107). Имя Иринарха как местночтимого святого вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 6, 64). Служба и акафист Иринарху написаны А. Ф. Ковалевским в 1886 г. по просьбе настоятеля Борисоглебского мон-ря архим. Вениамина. Молитвы Иринарху существовали и ранее: 4 молитвы были опубликованы архим. Амфилохием (Сергиевским-Казанцевым) (Амфилохий (Сергиевский-Казанский). 1874. С. I, 58-59). Известен вариант службы Иринарху, написанный в 1881 г. послушником Борисоглебского мон-ря С. И. Горским.
Над погребением святого в монастыре стояла палатка (часовня) — «каменное со сводами здание, покрытое деревянной чешуйчатой крышей». Часовня неоднократно перестраивалась, в описи 1752 г. она названа зап. папертью Борисоглебского собора. Рака, согласно старейшей сохранившейся описи Борисоглебского монастыря 1748 г., была «медная, кованая, чеканная, золоченая с серебром, вкруг же тоя раки — решетка железная. На гробе — образ преподобнаго Иринарха, писан на красках, в возглавии Спасов образ». 11 июля 1808 г. в гробничной палатке случился пожар, пострадало Евангелие, находившееся на раке. В 1810 г. вместо палатки был возведен придел во имя прор. Илии, освященный 15 авг. Ярославским и Ростовским архиеп. Антонием (Знаменским), в приделе установили раку Иринарху, украшенную покровом с изображением креста и пеленами, здесь же хранились Евангелие и часть вериг Иринарха: «...три креста больших медных с цепями железными, поясных три креста медных небольших». Над ракой размещалась житийная икона Иринарха и икона Покрова Пресв. Богородицы. Еще одна житийная икона И. находилась над входом в придел. В 1830 г. крест И., к-рым святой, по преданию, благословил кн. Пожарского, был украден. Изображение копии этого креста, хранившейся в Даниловом во имя прп. Даниила Столпника московском мон-ре, приведено в книге архим. Амфилохия. В 1837 г. медная рака над мощами Иринарха была частично высеребрена и позолочена за счет настоятеля мон-ря архим. Рафаила. В том же году фасад придела расписали клеймами с изображением Господа Саваофа, прор. Илии, Иринарха, святых Бориса и Глеба. В 1848 г. на средства благотворителей была сделана чеканная посеребренная риза для верхней доски раки Иринарха, в 1876 г. на средства петербургского купца Е. С. Озерова изготовили новую раку, в 1905 г. обновили сень над ракой.
К могиле Иринарха приходили паломники из Москвы, Ярославля, Переславля, Кашина, Суздаля.
Келья И. также почитается верующими, к ней совершались крестные ходы (в частности, крестный ход «к келейке Иринарха для литии и окропления» в Преполовение Пятидесятницы в 1910 г. — Там же. Д. 306. Л. 59 об.). В келье хранилось знамя Сапеги (сейчас находится в ГТГ). В мон-ре существовала легенда, что Сапега оставил знамя как охранительный знак (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 207. Л. 225 об.). Однако это предание критиковали еще в XIX в., скорее всего знамя было прислано в монастырь кн. Скопиным-Шуйским в благодарность за молитвы о победе его войска (Шляков. 1887. С. 35). В 1825 г. была посажена березовая аллея от Борисоглебской ц. до кельи святого. В 1837 г. за монастырской стеной напротив кельи И. была сооружена часовня. Келья и вериги преподобного запечатлены на фотографиях, сделанных С. М. Прокудиным-Горским в 1911 г. В 1926 г. келью разрушили. В 1990 г. она была восстановлена реставраторами под рук. А. С. Рыбникова на прежнем фундаменте и освящена 6 авг. того же года архиеп. Ярославским и Ростовским Платоном (Удовенко).
Настоятели часто дарили кресты и вериги И. благотворителям монастыря, первые свидетельства об этом встречаются в документах XVIII в. (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 230. Оп. 1. Д. 3237. Л. 71 об.). В апр. 1779 г. при гробе И. находилось «крестов медных — 15, параманов железных с цепями — 5, пояс железный, палка железная, окованный железом камень, железная цепь при стуле» (Там же. Ф. 245. Оп. 1. Д. 5. Л. 145 об.). В рапорте от 11 марта 1872 г. архим. Евангел (Дилигенский) сообщал, что в мон-ре имеются следующие вериги, по преданию принадлежавшие И.: медный крест, шапочка, связни, или путы, железные, стул из березового комля с железным ужищем длиной 42 аршина, железная палка, железные вериги, камень с железным обручем, кнут с железным хвостом, железное кольцо, железный пояс (Там же. Д. 207. Л. 56). Прихожане с. Кондакова просили о даровании их храму вериг И. «для всегдашнего памятования о нем, и по возможности подражания его житию». 6 июня 1872 г. железный параман, конец цепи с кольцом, конец цепи без кольца, железная палочка, медный крест в ковчеге были торжественно переданы настоятелю церкви в с. Кондаково свящ. Иоанну Мансветову (Там же. Л. 55-62). «Будничный» железный параман с 4 звеньями от вериг был подарен А. Ф. Ковалевскому в благодарность за составление им службы и акафиста святому. К нач. XX в. в Борисоглебском монастыре оставались железные цепи, крест медный, железный параман с бубенчиками, железное кольцо, железный пояс (Чудинов. 2000. С. 145). Во время ярмарок и в престольные праздники 2 мая и 24 июля (дни памяти святых Бориса и Глеба) жителям Борисоглебской слободы и паломникам позволялось во время молебнов надевать на себя «труды» И. В 1924 г., после упразднения мон-ря, вериги святого были изъяты и переданы в Борисоглебское отделение Ростовского музея. В 1940 г. в экспозиции были выставлены «обруч поясный, обруч шейный, жилетка железная, шейный камень, окован железом, ужище железное» (Чудинов. 2000. С. 146). В 1954 г., после закрытия Борисоглебского отд-ния Ростовского музея, вериги передали в Ростов. В 1999 г. в Угличском историко-художественном музее обнаружились вериги, к-рые были отождествлены с веригами И., до 1934 г. находившимися в церкви в с. Кондакове. В 1999 г. по просьбе Ярославского и Ростовского архиеп. Михея (Хархарова) вериги были переданы на временное хранение в Борисоглебский монастырь. В янв. 2000 г. В. А. Мансветова, внучка свящ. Иоанна Мансветова, передала в дар обители семейную святыню — крест от вериг преподобного. В XIX в. в мон-ре хранилась одежда И.: «толстая безрукавка из свиного волоса» и «шапочка, сшитая из овчиных лоскутков» (Амфилохий (Сергиевский-Казанский). 1874. Прил. Л. 1).
Крестные ходы с иконой Иринарха совершались вокруг обители ежегодно в день преставления святого — 13 янв. (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 278. Л. 76-77). В монастыре память И. также праздновалась 28 нояб. — в день тезоименитства святого (Там же. Д. 306. Л. 13 об., 33 об., 51 об.). В 1873 г. Ярославский и Ростовский архиеп. Нил (Исакович) благословил совершать ежегодный крестный ход с иконой И. «в селения Ростовского и Угличского уезда: Кондаково, Давыдово, Ивановское-на-Лехте, Андреевское, Рождествено, д. Глинку» (Там же. Д. 207. Л. 137-139). В 1918 г. было 12 крестных ходов с иконой И. по селениям Ростовского и Угличского уездов. 1-2 мая 1916 г. в мон-ре отмечалось 300-летие со дня преставления святого (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 278. Л. 76-77).
В 1928 г. Борисоглебская обитель была окончательно закрыта, иконостас Ильинского придела и рака уничтожены (уцелела надгробная икона), находившиеся под спудом мощи И. не вскрывались. В 1994 г. Борисоглебский мон-рь был передан РПЦ, в 1999 г. в Ильинском приделе была установлена временная рака с надгробной иконой И. В 2002 г. А. Г. Быстров изготовил деревянную резную раку, украшенную чеканными житийными изображениями И.; покров с образом преподобного вышила Е. Ф. Филатова. В 1997 г. возобновились крестные ходы из монастыря в с. Кондаково к источнику, по преданию выкопанному святым до его ухода в монастырь (вода из источника, по свидетельству паломников, исцеляет от онкологических и костных заболеваний). В нач. XX в. над источником стояла часовня, в годы советской власти она была разрушена, в 1999 г. источник и колодец были полностью восстановлены. Крестный ход совершается в посл. неделю июля, перед празднованием памяти св. прор. Илии. Участники крестного хода более 40 км несут на носилках икону и «будничные» вериги И. С 1998 г. проводятся всероссийские Иринарховские чтения.
Имя Иринарха вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. Святой упомянут в 2-м тропаре канона Ростово-Ярославским святым, составленного митр. Никодимом (Ротовым) (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 30).
Pages: 1 2