Преподобный Герасим Иорданский
Март 16th 2016 -
Память: 4/17 марта
Преподобный Герасим Иорданский родился в Ликии (южная часть Малой Азии) в богатой семье, в миру носил имя Григорий. В детстве родители отдали его в мон-рь. Сначала он подвизался в Ликии, а затем пришел в Палестину для поклонения св. местам и поселился отшельником в пустыне, недалеко от впадения Иордана в Мёртвое море.
Во время Вселенского IV Собора в Халкидоне (451) Герасим Иорданский разделял взгляды монофизитов, но прп. Евфимий Великий убедил его в ложности их еретического учения.
В Палестине он познакомился со св. Евфимием Великим, который, поговорив с Герасимом, объяснил горячему ревнителю благочестия, что тот — еретик, последователь «злокозненного учения Евтихия».
Споры вокруг учения архимандрита Евтихия, разгоревшиеся в 448 году, были продолжением борьбы египетских и византийских богословов (Евтихий, хотя и жил в Константинополе, был сторонником учения, восходившего к Кириллу Александрийскому). «Евтихианином» Герасим стал именно из благочестия, чтобы дать отпор учению, преувеличивавшему человечность Христа, стал преувеличивать его божественность.
Современные богословы сходятся на том, что и Несторий вовсе не был приверженцем «несторианства», во всяком случае, не исповедовал взглядов и не произносил слов, которых ему приписывали, и на том, что противники Нестория — «монофизиты» — тоже веровали в того же Христа, что и вся Церковь. Но одним туманили голову политические страсти, другие, подобно Герасиму, к политике были равнодушны, зато страстно желали найти абсолютно точное словесное выражение тому, как во Христе соотносятся Божественное и человеческое. Поскольку же абсолютной точности в языке быть не может, начинались метания от одной крайности к другой. Вряд ли Герасим был переубежден доводами Евфимия — в богословских спорах доводы обычно только ухудшают положение, а не улучшают. Но личность монаха его поразила, и он принял его позицию.
Еще несколько лет Герасим ходил по разным монастырям египетской Фиваиды, но затем вернулся в Палестину и вскоре прославился здесь как духовный наставник. Учеников к Герасиму приходило так много, что около 455 года он основал под Иерихоном на Иордане лавру — новый для Палестины тип монашеской жизни. В лавре было семьдесят келий. Подвижники соединили отшельническую жизнь (пять дней они жили в затворе) с общежитием (у них был общий настоятель, устав, в субботу и воскресенье общая литургия с трапезой). Может быть, такое соединение больше, чем любые слова, созвучно соединению двух природ во Христе. Ко времени Вселенского Халкидонского собора 451 г. Герасим уже почитался одним из лидеров православных Востока.Рассказывали о преподобном Герасиме такую историю.
Однажды он шел по пустыне и встретил льва. Лев хромал, потому что занозил лапу, она распухла, и рана была полна гноя. Он показал преподобному больную лапу и жалобно смотрел на него, словно прося о помощи.
Старец сел, вынул из лапы колючку, рану очистил от гноя и перевязал. Зверь не убежал, а остался с пустынником и с тех пор ходил за ним повсюду, как ученик, так что преподобный удивлялся его благоразумию. Старец давал льву хлеб и кашу, и тот ел.
Поученіе. Препод. Герасимъ
В монастыре был осел, на котором возили воду с Иордана, и старец велел льву пасти его у реки. Однажды лев далеко ушел от осла, лег на солнцепеке и уснул. В это время мимо ехал купец с караваном верблюдов. Он увидел, что осел пасется без присмотра, и увел его. Лев проснулся и, не найдя осла, с унылым и печальным видом пошел к старцу. Преподобный Герасим подумал, что лев съел осла.
— Где осел? — спросил старец.
Лев стоял, опустив голову, как человек.
— Ты его съел? — спросил преподобный Герасим. — Благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь работать на монастырь вместо осла.
На льва надели упряжь, и он стал возить в обитель воду.
Как-то в монастырь пришел помолиться один воин. Увидев, что лев трудится как вьючное животное, он пожалел его и дал монахам три золотых монеты — на них купили другого осла, и лев больше не ходил на Иордан за водой.
Купец, который увел осла, вскоре снова проходил поблизости от монастыря. Он вез пшеницу в Иерусалим.
Увидев осла, идущего с верблюдами, лев узнал его и, рыкнув, бросился к каравану. Люди очень испугались и кинулись бежать, а лев взял в зубы уздечку, как всегда делал, когда пас осла, и повел его вместе с тремя привязанными друг к другу верблюдами в монастырь. Лев шел и радовался и от радости громко ревел. Так они пришли к старцу. Преподобный Герасим тихо улыбнулся и сказал братии:
— Зря мы ругали льва, думая, что он съел осла.
И тогда старец дал льву имя — Иордан.
Иордан жил в монастыре, часто приходил к преподобному и брал из его рук пищу. Так прошло пять лет. Преподобный Герасим умер, и братия похоронили его. Случилось, что льва тогда не было в обители. Вскоре он пришел и стал искать своего старца. Отец Савватий, ученик преподобного, сказал ему:
— Иордан, старец наш оставил нас сиротами — отошел ко Господу.
Он хотел покормить его, но лев не брал пищи, а повсюду искал преподобного Герасима и горестно ревел.
Отец Савватий и другие монахи гладили его по спине и говорили:
— Отошел старец ко Господу.
Но не могли этим утешить льва. Иордана повели ко гробу преподобного возле церкви.
— Здесь погребен наш старец, — сказал отец Савватий и, став над гробом на колени, заплакал.
Лев с громким ревом начал биться головой о землю и, страшно рыкнув, испустил дух на гробе преподобного.
У львов нет такой души, как у людей. Но Бог прославил этим чудом преподобного старца Герасима и показал нам, как слушались звери Адама в раю.
Кому-то поведение льва покажется неестественным, унижающим царя зверей — но зверь не унижен послушанием человеку, как не унижен человек, когда послушание соединяет его с другими людьми, как не унижен Бог, ставший человеком: все, что делается любовью, не унижает, но нераздельно и неслиянно (выражение Халкидонского собора) примиряет.
На иконах преподобный Герасим Иорданский традиционно изображается вместе со львом. В житии преподобного повествуется о том, что святой старец однажды встретил в пустыне льва, страдавшего от колючки в лапе. Герасим вынул занозу у льва, а тот пошел за ним в монастырь, сделался его преданным слугой и ходил за старцем «как ученик». Герасим дал льву имя «Иордан». Когда преподобный скончался, лев тосковал, не принимал пищи и часто приходил на могилу к преподобному. Иконописец показал момент смерти льва на могиле святого старца, сопроводив изображение надписью: «Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша льва подле гроба преподобнаго». При изображении монастыря в Палестине русский мастер использовал формы знакомых ему белокаменных церквей с красными крышами и главками-"луковичками". Архитектура монастыря занимает значительное место в композиции иконы. Не случайно сюжет назван иконописцем «Обитель пр[е]подобнаго Герасима иже на Иордане ему же лев поработи».