Преподобный Феодорит Кольский
Август 29th 2011 -
Память: 9/22 августа (Собор Соловецких святых), 15/28 декабря (Собор Кольских святых), а также 17/30 августа.
Преподобный Феодорит родился в Ростове Великом в 1481 году. С малолетства обучался книжному слову и языкам в монастыре при ростовском архиерейском доме. Трудясь над переписыванием книг для Соловецкой библиотеки, возревновал юный «дьячишка Федор» о повторении подвига святителя Стефана, просветившего в XV веке светом веры Евангельской языческие народы Великой Перми.
Для осуществления этой достойной миссии юный Федор обладал всеми необходимыми внутренними качествами и дарованиями. Очевидные способности к языкам, филологические, философские и богословские таланты в полной мере были им наследованы от своих выдающихся предков.
В конце XV века, с 1493 года двенадцатилетний отрок Феодор уже числится в послушниках «на Соловецком острове, в монастыре, иже лежит на Ледовом море». По уставу преподобного Зосимы Соловецкого искус послушания для Соловецких послушников продолжался не менее трех лет, но игумен Досифей уже через год принял решение о постриге отрока с наречением имени – Феодорит. Такая, как могла бы показаться, поспешность отнюдь не затрагивала незыблемые основы монастырского устройства, служащие формированию в каждом иноке человека внутреннего молитвенного делания и нацеленные на духовное созидание «служителя Христова и домостроителя тайн Божиих» (1Кор. 4,1).
Через год, после пострига, Феодорит отправлен в монастырский Шуереченский скит на семнадцатилетнее послушание к иеромонаху Зосиме, старцу «святому, премудрому и многолетнему». Здесь в полной мере прошел он эту мудрую науку не суетности воспитания «новой твари во Христе», и главного делания жизни монаха – «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Об успешном решении этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь великого старца.
«Навыкнув всякой премудрости духовной» и укрепившись духом во время паломничества и пребывания в северорусских монашеских обителях, Феодорит на целых двенадцать лет уходит в «лопарские пустыни» в районе Колы и Кандалакши. Здесь он встречает пустынника Митрофана, который в последствие станет преподобным Трифоном Печенгским. Вместе со старцем Митрофаном пребывают они около пяти лет в подвигах поста и молитвы, готовясь к евангельской проповеди среди местных лопарских народов. Затем Митрофан (Трифон) удаляется для проповеди Евангелия в район реки Печенги, где в последствие возникнет знаменитый монастырь. Феодорит, тем временем, проповедует на берегах реки Нивы, где в 1526 году он крестит местных лопарей и строит первую церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. В 1532 году Феодорит просвещает верой христовой лопарей в районе рек Колы и Туломы, после чего строит здесь церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца.
К лету 1533 года Феодорит возвращается «во вселенную», в Великий Новгород к святителю Макарию Новгородскому. Здесь Владыка рукополагает Феодорита во иеромонахи и избирает его в свои духовники
Несколько лет Феодорит подвизается в «заволжских пустынях» Кирилло-Белозерского монастыря, где занимается созданием лопарской письменности и переводами Священных текстов на лопарский язык.
И лишь стяжав благодать Духа Святого, войдя в духовную силу «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4,13) священноинок Феодорит изливает свои благодатные деяния на эту иссохшую, жаждущую землю. Ему уже сорок пять лет, и лишь скупые строки Летописей доносят до нас ясные свидетельства успешности его миссионерских трудов.
1526 год – Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Освящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную веру христианскую».
1533 год – Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Божия освящали, Благовещения Святой Богородицы да Чудотворца Николу, и самих многих крестили Лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и святую веру».
К лету 1533 года Феодорит возвращается «во вселенную», в Великий Новгород к святителю Макарию Новгородскому. Здесь Владыка рукополагает Феодорита во иеромонахи и избирает его в свои духовники
С 1533 по 1540 год – «Заволжские пустыни», скиты Кирилло-Белозерского монастыря. Здесь трудится Феодорит над созданием письменности лопарского народа.
Около 1540 года, Феодорит вновь возвращается на Кольский Север. В устье реки Колы он созидает монастырь во имя Святой Троицы. В течение нескольких лет, Феодорит просвещает лопарский народ, обучает лопарей грамоте. Монастырь этот становится центром христианской проповеди в Лапландии.
1540 год – «на устье Колы реки созидает монастырь», ставит «церковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав».
1542 год – Феодоритом было явлено чудо – «наученных от Феодорита и оглашенных Лоплян единого дня крестилось яко две тысячи человек со женами и детьми». В это время старец, как духовный отец и учитель преподобного Варлаама Керетского, благословляет его на небывалый трехлетний подвиг покаянного плавания в открытом море.
С 1548 по 1551 годы – вновь в Кандалакше, где созидает Рождества-Богородичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом».
В голодном 1548-м году, в Свято-Троицком Кольском монастыре начались нестроения. Братия, не желавшая строгостей монастырского устава, на которых настаивал Феодорит, впадает в грех и изгоняет старца из обители. Но впереди Кольского старца ждали новые великие деяния и испытания. Это и скорбь неправедного гонения и тяготы незаслуженного осуждения на ссылку, и слава и почет «премудрого» богослова, отстоявшего высоту российского вероисповедания перед гордыми греческими иерархами в 1557 году А ведь игумену Феодориту в это время исполнилось уже семьдесят лет
Феодорит «неволей» изгнанный из района Колы, созидает новый монастырь в Кандалакше, и возглавляет его с 1548 по 1550 год. Этот монастырь в истории известен под именем «Кандалакшский, или Кокуев мужской монастырь». Повелением царя Иоанна Грозного игумен Феодорит возводится в сан архимандрита и поставляется наместником в крупный Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
В 1556 году Иоанн Грозный избирает Феодорита, как знатока греческого языка и «премудрого богослова», в качестве посланника ко Вселенскому Патриарху с задачей обосновать наследование титула «царя Московского» от римских кесарей, и получить благословение на коронацию. Он блестяще выполнит эту знаменитую «Константинопольскую миссию», доставив из Царьграда для Российского Государя «древнюю книгу» с благословением Вселенского Патриарха на возведение на царство по чину «венчания императоров византийских». Таким образом, получит официальный статус идея наследования Московским царством достоинства Византийской империи: «Москва – Третий Рим».
За исполнение этой важнейшей дипломатической задачи Феодорит сподобится царских почестей и великих милостей от Иоанна Грозного, увенчавшихся и искусительным предложением даровать Феодориту «такую власть духовную», которую тот бы только «захотел».
Но блаженный Старец до конца дней своих будет вновь и вновь стремиться к своей избраннице – к «полнощной стране», к земле Кольской, объезжая «детей своих духовных, как монахов, так и Лопянов, наученных и крещенных от него, печась о спасении душ их».
Так последние четырнадцать лет своей жизни преподобный Феодорит проведет в «лопарских пустынях», духовно окормляя крещеный им лопарский народ и братию северных монастырей – Кандалакшского Рождества-Богородичного и Печенгского Свято-Троицкого.
В этом славном делании Кольский старец не останется одинок. Феодорит, как духовный отец породил великий сонм святых Кольского Севера, он оставил после себя целую плеяду последователей школы монастырского старчества. Среди его учеников такие знаменитые подвижники, как преподобные Трифон Печенгский и Варлаам Керетский, преподобномученики Печенгские Иона и Герман, игумен Гурий и с ним 116 мучеников.
Преподобный Феодорит, просветитель Кольский, сподобился завершить долгий и славный земной путь на месте своего пострига, в Соловецком монастыре. Девяностолетний старец был погребен близ южной стены Преображенского собора, о чем гласила надпись на белой могильной плите: «Лета 7079 (1571) августа 17 дня преставися раб Божий священно-архимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священноинок Феодорит, Соловецкий постриженик».
Современник Феодорита и его духовный сын князь Андрей Курбский напишет вскоре, обращаясь к «теплохладному» человеку века сего: «Зри сюда, лицемерный христианин, какие храбрые еще обретаются старцы в Православной земле, на правоверных догматах воспитанные. Чем более престареют, и изнемогут телом, тем большую храбрость и ревность ко благочестию во Господе полагают, и проникаются Богом и живут под покровом Вышнего».
Яркая жизнь великого апостола Крайнего Севера, преподобного Феодорита Кольского ясным образом свидетельствует об утратах нашего времени, обличая болезненную суетность нашей жизни и духовную немощь современных христиан.
Как мы теперь знаем, у преподобного Феодорита с детства была главная мечта его жизни. В своих трудах по просвещению Лапландии, Феодорит, следуя примеру просветительских деяний Стефана Пермского, конечно же, намеревался повторить опыт утверждения епископской кафедры на присоединенных к Православию землях Крайнего Севера. И, как святитель Стефан стал первым архиереем Великой Перми, так мечтал и Феодорит, чтобы и здесь на Кольской земле был свой Архиерей «Великой Лапландии».
Прошло четыреста сорок лет. Мудрая не суетность деяний Феодорита отразилась и в этом, столь долгом ожидании, в полноценном созревании этой земли, и обильном политии ее кровью новомучеников XX века. И вот, в 1996 году, исполнилась мечта жизни Кольского подвижника – на земле Великой Лапландии впервые появилась самостоятельная Мурманская епархия. И не удивительно, что благословением первого Архиерея Епархии епископа Мурманского и Мончегорского Симона, в 2003 году, самым первым из святых в земле Кольской просиявших, был прославлен в лике преподобного – Феодорит, просветитель Кольского края, с установлением дня его памяти 17/30 августа.