Преподобный Евагрий Шио-Мгвимский
Февраль 16th 2013 -
Память груз. 4/17 января, в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февраля вместе с прп. Шио Мгвимским.
Настоятель монастыря Шиомгвиме близ Мцхеты, ученик основателя монастыря, прп. Шио Мгвимского, одного из 12 сирийских отцов.
«Я странник, хвалю Бога в этой тесной пещере и желаю здесь окончить свои дни, чтобы быть приятным Богу», — так сказал о себе преподобный Шио Мгвимский (груз. შიო მღვიმელი)
Шио (грузинский вариант имени Симеон) грузином не был, как и его предшественница равноапостольная Нина.
Преподобный Шио Мгвимский родился в конце V века в Антиохии в Сирии, в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. Родители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе Божием, в любви к Богу и людям, в усердии к церковным службам и изучении слова Божия. Вместе с ним они читали Писание. К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви. Многие тексты он знал наизусть. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья их ребенка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио. Однако они вняли его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола». Родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына.
Когда Шио было 20 лет, в Антиохию пришел просветитель антиохийцев святой Иоанн, позднее известный как преподобный Иоанн Зедазенский. Духовное образование преподобный Иоанн Зедазенский получил в Антиохии. Еще в ранней молодости он принял постриг и удалился в пустыню, избегая мирских треволнений и еретических соблазнов, так как в это время Антиохийской Церковью управлял еретический патриарх Петр Валяльщик (Кнафевс). В пустыне преподобный Иоанн прославился подвигами и чудотворениями. Когда слава распространилась о нем, то к нему устремилось множество народа, желавшего получить исцеление, духовное наставление и просто увидеть святого. Тогда святой Иоанн счел за благо удалиться подальше от мирской славы и смущения. Вместе с особо преданными и духовно опытными учениками он удалился в безлюдное место и, построив кельи, начал вести с ними отшельническую жизнь. Однако затем он вышел из уединения ради пользы верующих и пришел в Антиохию. Встреча с ним поразила Шио, поскольку преподобный Иоанн сразу назвал его по имени еще прежде их знакомства. Преподобный предсказал ему, что он станет «отцом для многих отцов», и призвал его к монашеской жизни. Шио с радостью откликнулся на призыв преподобного Иоанна, но боялся огорчения родителей и их противодействия. Однако преподобный Иоанн предрек ему, что они раньше, чем Шио, примут монашество. Во время литургии, на которой присутствовали Шио и его родители, были прочитаны слова из Евангелия от Луки (14: 26) об отвержении мира и ненависти к самой жизни своей. Опираясь на них, преподобный Шио завел со своими родителями речь о монашестве. Они, полагая, что после их пострига сын женится, решили удалиться от мира, не желая препятствовать его семейному счастью. Но как только родители Шио приняли постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от его родителей, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду.
Преподобный Шио преуспевал в монашеских подвигах более всех учеников преподобного Иоанна, так что тот дивился столь сильно действовавшей в нем благодати Божией. Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ниной в христианство грузин, вывести многих из мрака неведения, защитить от натиска огнепоклонников и оградить их от еретических соблазнов, поскольку на Кавказе в это время распространялась монофизитская ересь. После продолжительных молитв преподобный Иоанн Зедазенский избрал следующих учеников для проповеди в Грузии: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского. Когда преподобный Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты, их гостеприимно принял католикос Мцхетский Эвлавий (533–544). Иоанн с учениками провели в Мцхете три года, пребывая в молитве и проповедуя слово Божие, а затем взошли на гору Зедазени. После их двухлетнего пребывания на горе святому Иоанну явилась Божия Матерь с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Проснувшись, святой Иоанн собрал учеников, объявив им повеление Богородицы и святой Нины, и затем призвал их приготовиться отправиться туда, куда каждому из них укажет Сам Святой Дух. Можно провести известную аналогию между этим явлением и Пятидесятницей, после которой святые апостолы разошлись для проповеди в разные страны. Святой Иоанн привел своих учеников к католикосу и попросил у него благословения на их грядущую проповедь. Католикос, благословив их и прочитав о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку. Только один святой Шио, любивший пустыню и уединенную жизнь, попросил своего учителя благословить его на отшельничество. Святой Иоанн позволил ему это, сказав: «Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь. Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Но прежде явись католикосу, получи его благословение, и да будет Господь с тобой всегда. Он нигде не оставлял меня, смиренного, в борьбе с духом лукавым, Он будет твоим Покровителем и Утешителем и разрушит за тебя всякое коварство и ухищрение дьявольское».
Святой Шио, получив также благословение от католикоса Эвлавия на пустынножительство, отправился на запад от города Мцхета в непроходимые из-за дремучих лесов места. Он вошел в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей. Но святому Шио это место понравилось, так как оно было как бы нарочно защищено отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских взоров и от мирского мятежа. На северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки Куры, святой Шио нашел тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыться. Там он поселился, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком-либо утешении человеческом. По преданию, он провел там 40 дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды. В сорокадневном посте он подражал Господу нашему Иисусу Христу, поскольку претерпел также искушение от демонов, неоднократно принимавших образ диких зверей и змей, чтобы устрашить его. Но святой Шио, подобно святому Антонию Египетскому, начальнику пустынножительства, нисколько их не боялся и однажды вышел из пещеры и обратился к злым духом со словами: «Окаянные, разве вы не знаете, что там, где пребывает благодать Господня, вы совершенно бессильны? Я не страшусь вас и говорю вам именем Господа нашего Иисуса Христа: отыдите и удалитесь от меня все делающие беззаконие». После этого он всю ночь пребывал в молитве, а утром был утешен явлением Пресвятой Богородицы и святой Нины со ангелами. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами, которые будут ублажать имя его вовеки. После этого преподобный Шио, подобно святому пророку Илии, питался хлебом, который ему приносил голубь.
Через некоторое время к нему присоединился первый ученик. Это был царедворец и начальник крепости Насдаки по имени Евагрий, христианин, воспитанный в благочестии, который вышел на охоту со своими детьми и рабами. Перейдя Куру, он направился в сторону, где жил святой Шио. Приблизившись к месту пребывания святого, он остановился, а спутников своих послал выгонять дичь. Следя за тем, что делали охотники, он заметил голубя, несущего пищу в клюве и влетающего в пещеру. Евагрий запомнил это место. И в следующий раз, когда он охотился, повторилось то же самое. Тогда Евагрий приблизился к пещере. Он увидел человека, молящегося на коленях с воздетыми к небу руками. На его вопрос преподобный Шио ответил: «Я странник, хвалю Бога в этой тесной пещере и желаю здесь окончить свои дни, чтобы быть приятным Богу». Евагрий воспламенился любовью к Богу и пожелал стать учеником преподобного Шио и быть вместе с ним. Тогда преподобный повелел ему своим жезлом ударить по воде реки и перейти ее, а затем раздать все свое имение и вернуться к нему. Евагрий c верою и любовью исполнил послушание старца, перешел посуху через реку, раздал имение свое бедным и отошел от мира и родных. Святой Шио облачил его в схиму, наставил в монашеской жизни, указал Евагрию особую пещеру близ своей и повелел поселиться там и начать свой подвиг борьбы с диаволом. С этого времени имя святого Шио стало известным по всей окрестности. Многие приходили к нему и вступали в его обитель и принимали ангельский образ, постригаясь в монашество. Каждый ученик преподобного высекал себе особую, отдельную от других, пещеру близ пещеры преподобного Евагрия. Святой Шио выходил из своей пещеры к братиям только по воскресеньям, и то для наставления их, все же прочее время проводил в уединении в пещере. Таким образом, их жизнь сочетала элементы отшельничества и общежития: живя отдельно, монашествующие не лишались наставления старца.
Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес воду в кувшине и, упав на землю, разбил его и пролил воду. Это происшествие сильно опечалило монаха, ибо он с большим трудом принес воду издалека. Глубоко огорченный, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал. Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел ангела, стоящего у скалы и копьем как будто копающего землю для извлечения из скалы воды, которая и потекла тотчас. Святой Шио, обратившись к печальному брату, сказал: «Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через ангела источил воду. Ее достаточно будет для всей братии». Следует отметить, что в данном случае преподобный Шио уподобляется пророку Моисею, который источил для скорбевших и роптавших израильтян воду из камня. Однако здесь мы видим и иное – скорбь брата и его смирение, которое получает заслуженную награду. После этого случая 25 братьев монастыря могли без всякого препятствия доставать себе воду.
Pages: 1 2