Преподобный Ефрем Сирин

Февраль 12th 2014 -

Преподобный Ефрем Сирин / Sfantul Efrem Sirul

Преподобный начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для успеха в своем деле он открыл училище в Эдессе, где обучались многие жители города и из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской Церкви. Среди них выделялись его ученики Авраам, Симеон, Мара и Зиновий, которых преподобный упоминает в своем завещании.

Предание о том, что Ефрем еще в юном возрасте подвизался длительное время в крупных монастырских центрах Египта, не подтверждается данными, сообщаемыми его биографами. Вероятнее всего, уже искушенный в духовной жизни святой посетил Египет, чтобы познакомиться с великими отшельниками и знаменитыми отцами пустыни. В сопровождении одного из своих учеников, знавшего греческий язык, он добрался до берегов Средиземного моря и пересек его на корабле, приплыв к Египту. На Нитрийской горе его приняли как почетного заморского гостя.

Сирийский биограф Ефрема сообщает также, что на Нитрийской горе ему довелось увидеться с иноком Паисием Великим, а авва Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия Великого, описывает и беседы Паисия с “великим между сирийскими подвижниками отцом”. “Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем”, – повествует авва Иоанн Колов. Преподобный Ефрем посетил и других славных учителей и подвижников Египта и оставил о себе память “мужа, освященного Духом Святым”, а впоследствии в хвалебных сочинениях написал о пользе подвига египетских монахов, от которых он и сам многому научился. Приезд преподобного в Египет стал приездом учителя истинной веры. Сирийский отец порицал злославие (ересь) ариан и поддержал слабых в вере.

На обратном пути из Египта святой посетил Кесарию Капподокийскую (около 370г.), чтобы встретиться с Василием Великим. Свою встречу с великим иерархом, произошедшую в храме после евхаристического собрания, подробно описывает сам преподобный в Похвальном слове Василию Великому. Рассказ, который донес до нас преподобный Ефрем, об этой его встрече с Василием Великим свидетельствует о высоком уровне духовности обоих мужей.

Анонимный биограф преподобного сообщает также следующий факт: когда Василий Великий спросил преподобного, почему, лишь войдя в храм, тот начал славить его “громким голосом”, преподобный ответил: “Потому я буду продолжать громко славить тебя, что я видел белого голубя, сидевшего на правом плече твоем и говорившего о тебе”.

Сирийский биограф преподобного, а также историк Эрмий Созомен Саламaнский сообщают и о факте выбора Ефрема в епископы. Преподобный с самого начала отказался от этой чести, а когда понял, что народ хочет схватить его и насильно рукоположить, притворился юродивым. Таким образом, ему удалось скрыться от людей, потом же он “бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на его место”. Созомен Саламанский сообщает об этом факте, главным образом, чтобы показать, как преподобный боролся со страстью тщеславия.

Епископ Кипрский Феодорит в “Церковной истории”, повествуя о преподобном Ефреме, говорит о его выдающихся произведениях, направленных против еретических учений. В Месопотамии в то время более всего были распространены ереси Вардесана и Ария. Испытание правой веры в Эдесской Церкви, связанное с важной ролью этого крупного города и его епископского престола, который мог оказывать влияние на всю Месопотамию, заставило Ефрема встать на защиту истины.

Хотя духоносному Ефрему не довелось познакомиться с догматическим учением греческих святых отцов его времени, он неистово изобличал ложь различных идолопоклонников и обнажал несостоятельность всех рассуждений еретиков, прибегая для этого ко Святому Писанию. “Нашел я, – пишет он в одной из своих песен, – книгу Вардесана и содрогнулся от горя, ибо сия книга загрязняла мой слух и мое сердце смрадом своего богохульства… Дабы развеять тьму обмана, обратился я к Святому Писанию”.

Преподобный, видя дерзость и бесчестие последователей Ария и страшась исходившему от них извращению правой веры, нередко подкреплял свои изобличения, показывая народу ужасный суд Божий, вершимый в его время, и называя разорение городов персами  Божиим наказанием. “Совершенно очевидно, – писал он, – и вы сами это видите, как наказывает нас Бог через нечестивых. Вместо того, чтобы быть пшеницей, мы стали прахом, и вот! Нежданный ветер с Востока рассеял нас. Мы не прибегли в поисках прибежища к  единому прибежищу спасения, и потому наши укрепленные города не спасли нас. Наши пастыри в тщеславии возжелали высших постов и вот! Они лежат мертвыми на земле или их волокут пленниками по земле Волхвов”.

Об успехах борьбы святого Ефрема в защиту истины свидетельствует чудная твердость жителей Эдессы в исповедании правой веры и после его смерти. Во имя этой борьбы святой претерпел труды и страсти.

Палладий Еленопольский в  “Лавсаике”, говоря о “Ефреме, диаконе Эдесской Церкви”, восхваляет этого мужа и образ его жизни. Согласно Палладию, Ефрем “достойно совершил путь Духа, нисколько не уклонившись от стези правой”, за что он удостоился дара естественного знания, за которым следует богословие и, наконец, высшее блаженство. Достойно внимания и свидетельство Палладия о том, что преподобный по своей воле оставил жизнь в уединении и аскезе, и поспешил на служение своим ближним. Причиной был великий голод, поразивший город Эдессу в 372 году. Ефрем испытал великое горе, видя, как разрушается село город? и как смерть выкашивает его жителей.

Преподобный предстает перед богачами и обличает их такими словами: “Почему вы не сочувствуете умирающим людям, но гноите свое богатство к осуждению душ ваших?” Они же не пренебрегли совсем его обвинениями и в оправдание ответили ему, по словам Палладия, отговоркой, что им некому доверить свои пожертвования на нужды голодающих, ибо все люди занимаются торговлей и могут использовать эти средства для своей выгоды. Тогда преподобный спросил их: “Что вы думаете обо мне?” Они же в ответ на сей вопрос свидетельствуют, как перед судом: “Ты – человек Бога”. Такое публичное признание и доверие дает преподобному долгожданную возможность: “Раз вы мне доверяете, пожалуйста, я сам отныне поставляюсь вами попечителем о бедных”. Непорочный во всем человек Божий принимает пожертвования от доверявших ему людей и служит народу, проходившему тяжкие испытания.

Когда миновал трудный и голодный 372 год, преподобный Ефрем удалился в свою келью, а в следующем году (9 июня 373 г.) преставился ко Господу в возрасте шестидесяти семи лет, после того как Бог ниспослал ему, по словам Палладия, в конце его жизни, сей подвиг служения ближним, “как венец”. Предчувствуя приближение конца своей земной жизни, он собрал вокруг себя своих учеников и многих жителей Эдессы, дабы объявить им свою последнюю волю, о которой мы узнаем из его “Завещания”.

Гипотеза о том, что успение преподобного произошло в 379 году, через месяц после успения Василия Великого, основывается на предположении, что написанное им “Слово святителю Василию Великому” было произнесено после успения иерарха Кесарийского, однако эта гипотеза была отвергнута последующими исследователями.

Источник: «Пемптусия».

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.