Преподобный Давид Солунский
Июль 8th 2016 -
Память 26 июня/9 июля
Преподобный Давид происходил из Северной Месопотамии – важного монашеского центра. Он родился около 450 г. н.э.
По неизвестным причинам он вместе с монахом Адолаем отправился в Салоники. Согласно биографии, первоначально святой подвизался в монастыре святых мучеников Феодора и Меркурия, называемый монастырем Кукулатов. Этот монастырь располагался в северной части города близ стены, где находились ворота Апроитон. Название «Кукульяты» или «Кукулаты» обозначает монахов, носивших клобук (гр. «koukoulio») особенным образом, когда он ниспадал на плечи, как можно судить из ранних изображений святого.
Монастырь, по всей видимости, располагался к северо-востоку от Акрополя, в местности под названием «Пастуший сад».
Примеры святых отцов Ветхого Завета, в особенности царя и пророка Давида, который «в течение трех лет просил о том, чтобы ему были даны благость, образованность и благоразумие», побудили преподобного Давида сесть на миндальное дерево и оставаться там до тех пор, пока Господь не откроет ему Свою волю и не подарит ему мудрость и смирение. По прошествии трех лет преподобному явился ангел Господень, который уверил святого, что его просьба услышана и его послушание на дереве окончено. Ангел повелел ему спуститься с дерева и продолжить аскетическую жизнь в келье, восхваляя и благословляя Бога. Преподобный рассказал об этом явлении своим ученикам, прося их о помощи в строительстве кельи. Эта весть вскоре разнеслась по городу и дошла до архиепископа солунского Дорофея.
Когда император Юстиниан своей одиннадцатой Новеллой (Дигестой) 535 г. изъял из юрисдикции солунского архиепископа северные епархии Иллирика и перенес в Юстиниану Первую, архиепископом солунским был Аристид, который хотя и принял это изменение, но попытался сохранить политическое значение города при переносе кафедры наместника из Юстинианы Первой в Салоники. В то время как распад церковной администрации не уменьшил ценности Салоник, перенос кафедры епархии явился серьезным унижением для города. Поэтому требованием жителей Салоник и желанием епарха Домника было возвращение кафедры в Салоники. Эту идею с энтузиазмом воспринял архиепископ Аристид. Чтобы сообщить об этом вопросе императору Юстиниану, потребовалась помощь преподобного Давида, поскольку архиепископ, по словам жития, не мог оставить город без главы и отправиться в Константинополь.
Тот факт, что выбор пал на преподобного Давида, показывает всю важность и трудность вопроса при переговорах с Юстинианом, который недавно почтил свою особенную родину – Юстиниану Первую – кафедрами новой епископии и епархии. После долгих лет затворничества преподобный Давид впервые вышел в свет. Его внешность изменилась: волосы были длиной до пояса, борода – до земли, его святое лицо излучало свет, подобный солнечному. В сопровождении двух учеников, Феодора и Димитрия, святой направился в столицу. Слава преподобного распространилась повсюду. Его встречали всем городом. Встреча преподобного Феодорой, супругой Юстиниана, ее почтение и уважение по отношению к нему вызвали восхищение всех предстоящих. Феодора действовала решительно. По возвращении Юстиниана, который отсутствовал из-за различных государственных дел, Феодора настроила его положительно по отношению к Давиду. Поэтому Юстиниан пригласил Давида предстать перед синклитом. Преподобный пришел на собрание синклита поразительным образом, держа в руках зажженный ладан, который не обжигал его рук. Это чудо и удивительная внешность святого повергли всех присутствующих в трепет и умиление, так что император незамедлительно исполнил просьбу преподобного.
С этой доброй вестью святой направился в Салоники, которые, однако, ему удалось увидеть лишь издалека, ведь как только корабль обогнул мыс, Давид предал свой дух в руки Бога. Это произошло между 535и 541 гг.
Известие о прибытии святых мощей преподобного Давида при таких обстоятельствах потрясло весь город. Вначале святые мощи были возложены на том месте, где до этого хранились мощи святых мучеников Феодула и Агафопода в западной части порта. Архиепископ Аристид с большой скорбью организовал всенародные похороны. Святые мощи преподобного были положены в монастыре, согласно его желанию.
Спустя сто пятьдесят лет после кончины преподобного около 685 – 690 гг. от Р.Х. была предпринята попытка раскопать захоронение, так как игумен монастыря Апроитон Димитрий пожелал по своей глубокой вере взять часть мощей преподобного. Однако как только они приступили к работе, плита, скрывавшая могилу, раскололась, и это было расценено как выражение воли святого, желавшего, чтобы мощи остались нетронуты. Мощи пребывали на этом месте до начала эпохи крестовых походов. В период латинского владычества в Салониках (1204 – 1222) святые мощи были перенесены в Италию и с 1236 года находились в Павии, откуда они в 1967 году были перевезены в Милан. В конце концов, мощи 16 сентября 1978 года оказались в Салониках в базилике Святого Димитрия.
(Епископ Фанарский Агафангел, Синаксарь православной церкви. Июнь, с. 403 – 407).
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Кондак, глас 1:
Сад присноцветущ, добродетелей плоды приносяй, явился еси на садовне древе, яко благопеснивая птица: рай же паче, жизни древо Господа в сердцы твоем прием, яко возделав богомудре, имже питаеши нас благодатию: присно моли о нас Давиде всеблаженне.