Преподобный Арсений Коневский
Июнь 24th 2011 -
Память 12/25 июня
Из Великого Новгорода происходил преподобный Арсений, но не известно, кто были его родители и в какое время родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии…
Добрым воспитанием укоренился в сердце его страх Божий и послужил ему началом премудрости. Возрастая телесно, возрастал Арсений и духовно, удаляясь от всего суетного и соблюдая душевную и телесную чистоту. Всем сердцем прилепился он ко святой Церкви, услаждасясь слышанием Божественных словес. Но чтобы благоговейный отрок не оставался в праздности, родители отдали его на учение ремеслу. «Со усердием повеленная ему исполняше и тако скорее изучился художеству и бысть ковач меди». Со своих трудов он со тщанием подавал милостыню нищим, «бе бо зело милостив». Любя всегда молиться Богу, сердце его все более и более разогревалось любовию Христовой. Это побудило его наконец оставить мир, сродников и все имущество, чтобы искать безмолвной жизни.
В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий (Лисичий) монастырь. Пройдя иноческий искус, он принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил Арсений в обители, пройдя различные послушания. И сделавшись совершенно иноком не только по одежде, но и по чрезвычайным подвигам бдения, поста и молитвы. Он возлюблен был Богом и людьми за свою добродетель. Вся братия смотрела на него, как данный ей свыше образец жития иноческого.
Но стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую гору Афон. Благополучно достигши святой горы, он был с любовью принят игуменом Иоанном, который велел пришельцу, как бы новоначальному, подвизаться в общих трудах с братией, чтобы испытать его терпение. Прошел преподобный Арсений по порядку все монастырские службы, начиная от древоделания и печения хлебов, и всякую службу исполнял с чрезвычайным смирением и послушанием, по рассуждению бдительного пастыря, вменяя себя за худшего из братии и за великого грешника.
Игумен, узнав искусство пришельца русского ковать медные сосуды, занял его предпочтительно сим рукоделием. И, в глубоком безмолвии, ковал он сосуды для потребы монастырской, посвящая на сие целый день, а ночь проводил в молитве, едва дозволяя себе мало отдыха, ибо крепок был и мужественен. Безмездно он турдился не только для своей обители, но и для других Святогорских, ибо отовсюду приносили ему медь для кования сосудов, как только услышали о его искусстве. Опасаясь, чтобы множество к нему приходивших не обременяло братии его обители, принял он благословение от своего игумена обойти все монастыри Святой горы, чтобы потрудиться на каждого из них, не ради злата и серебра, но для душевного спасения и в таковом подвиге пребыл три года.
Когда настало время возвращаться на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствие получившей наименование Коневской (празднование 10 июля [1]), и передал подвижнику общежительный устав.
Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно молил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец на Ладожском озере. Здесь по промыслу Божию преподобный Арсений поставил крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. Трудная, тяжелая была жизнь на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. Напрасно убеждал его инок Лаврентий, посланный с Валаама от игумена Силы, чтобы возвратить его обратно в обитель. Но возлюбив безмолвие своего острова, он решил с помощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остается здесь целым и невредимым от того, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейнной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущебе, а они верили, что благосклонно принят он в жертву духам. От того огромный камень называли Конь-камнем, а остров Коневым или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, еще в начале поселения своего на острове, приступил к камню с молитвой, окропил его святою водою и духи — наставники лжи — отлетели в виде воронов. Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своем, показывая собою суеверам, что их духи благотворители и каратели не смеют коснуться до него. В 1398 году преобразовал он скит свой «на Коневском острове», по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389—1415), в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416—1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Во время его отсутствия крайняя скудость провизии повергла всех братий в такое смущение, что они было решили покинуть обитель. В глубокой скорби в постигшем испытании, ближайший ученик преподобного, благочестивый Иоаким вдали от монастыря, в глухом лесу повергся со слезами, моля Пресвятую Богородицу помочь им в великом горе. Погруженному в легкий сон, этому старцу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли и возвестила о скором прибытии преподобного. На другой день, действительно, прибыл преподобный Арсений на двух больших судах с множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божией Матери и в вечное благодарение за материальное попечение Ее о монастыре, по благословению преподобного, на месте явления иноку поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенила благодатное явление, с тех пор называется «Святою»; впоследствии на месте явления построена часовня и скит.
В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу сооружен и каменный храм с деревянными келиями и оградой. Архиепископ Ефимий, поступивший на кафедру с Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Святитель Ефимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. В память посещения святителя прозвалась самая лахта или пристань, при которой стоял прежний монстырь — Владычною лахтою.
В заботах и в трудах об обители и в подвигах иночества преподобный Арсений достиг глубокой старости. Если неизвестны годы земной его жизни, то не укрылись годы иноческие, ибо 65 лет провел он в постнической жизни. Поручая обитель свою Матери Божией, обещал преподобный Арсений духом не расставаться с братией, и в самую минуту своего исхода поддерживаемый учениками, преобщился Божественных Тайн, и мирно скончался 12 июня 1447 года.
«Жития русских святых»