Преподобный Аммоний Долгий, Длинный, Безухий
Январь 22nd 2014 -
Память 10/23 января
Один из египетских братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными (греч. οἱ Μακροί).
Четыре брата (Аммоний, Евсевий, Диоскор и Евфимий) и две сестры удалились в Нитрийскую пустыню, где стали вести монашеский образ жизни. В «Лавсаике» Палладия Еленопольского об Аммонии Долгом, ученике аввы Памвы, сообщается, что он «достиг высот боголюбия» и не только знал наизусть Священное Писание, но и тщательно изучил творения Оригена, Дидима Слепца, Пиерия и папы Стефана I.
Прп. Аммоний прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности трапезу его кроме хлеба составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как Аммоний. Слава о нем распространилась по всему Египту, и жители одного города просили патриарха Александрийского Тимофея I рукоположить Аммония епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы патриарха настаивали, прп. Аммоний сначала пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда преподобный и получил прозвище Безухий — ὁ Παρώτης). Патриарх Тимофей, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: «Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу». Тогда прп. Аммоний поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык.
Патриарх Феофил против воли поставил брата Аммония Диоскора епископом Гермопольским, а двух других «Долгих братьев», Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской Церкви. Однако впоследствии, согласно Сократу Схоластику, они покинули патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов. «Долгим братьям» пришлось бежать в Палестину, откуда они вместе с пресв. Исидором, также отлученным Феофилом, отправились в Константинополь и представили дело на суд патриарха Иоанна Златоуста (398-404). Свт. Иоанн, хотя и не принял в общение братьев, однако предоставил им убежище и написал патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинен во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, далеко не бесспорна.
Незадолго до Собора «при Дубе» (403), где был осужден патриарх Иоанн Златоуст, прп. Аммоний скончался и был похоронен в мартирии святых апостолов в Руфинианах, пригороде Константинополя, предсказав перед смертью великое гонение и церковный раскол. Гонитель Аммония патриарх Феофил горько оплакивал его кончину, с высочайшей похвалой отзываясь о монашеских добродетелях подвижника. На могиле преподобного стали совершаться исцеления. Возможно, память Аммонию, приводимая в синаксарях на 10 января, относится к этому подвижнику.
Память святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. внесена под 10 января в Великие Минеи Четьи.