Преподобная Кассия, песнописица Константинопольская
Сентябрь 19th 2014 -
Кассия обнаруживает знание не только Писания и творений св. отцов, но и произведений эллинских философов — так, некоторые из ее эпиграмм содержат перефразы из сочинений Платона (подробнее об этом — в моей заметке в журнале Scrinium за 2008 г., см. ниже в Библиографии):
Лучше одиночество порочного общества.
Лучше и болезнь порочного здравия.
Лучше быть немощным, чем порочно здравствовать.
Великая польза в прекрасной соразмерности.
Кассия была знакома и со светскими произведениями античных авторов, например, с романом Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт», на который у нее есть две эпиграммы:
Жена — зло, даже если красотой цветет:
Краса ведь доставляет утешенье,
Но если безобразна и злонравна,
Двойное это зло, без утешенья.
Умеренное зло — жена, сияющая видом:
Имеет все же утешенье красота.
Но если же жена еще и безобразна —
О, несчастье, о, злая судьба!
По-видимому, Кассия принадлежала к тому же кружку византийских интеллектуалов, что и знаменитый ученый IX века св. Лев Математик и Философ, среди произведений которого также содержится эпиграмма, аллегорически толкующая роман Ахилла Татия. Есть отзыв на этот роман и в Библиотеке св. патриарха Фотия, однако, патриарх отзывается о романе куда более сурово, порицая его за неприличность. Судя по всему, Лев и Кассия принадлежали к более «либеральному» направлению в истолковании античных авторов.
Св. Кассия была убежденной иконопочитательницей. Об этом свидетельствует, в частности, строгое православие ее богослужебных произведений. Например, оставленная преподобной Кассией стихира на память первоверховных Апостолов кончается словами: «Темже молитвами их, Христе Боже наш, на ны шатающияся низложи, и православных веру утверди, яко Человеколюбец». Скорее всего, эта стихира была написана во время гонений от иконоборцев при Льве Армянине, в 815–820 гг.
Сохранились три письма св. Феодора Студита к девице Кассии; эти письма большинство ученых считает обращенными именно к св. песнописице. В одном из них (датируется ок. 818 г.) преподобный пишет:
«И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице. Правда, это не похоже на бывших прежде, ибо мы, нынешние, и мужчины и женщины, бесконечно много уступаем им и в мудрости, и в образованности. Во всяком случае, в настоящее время ты сильно выдаешься. Слово — твое украшение больше, чем всякое тленное благолепие. Но замечательно, что у тебя со словом согласуется и жизнь, и ты не обнаруживаешь одностороннсти ни в одном, ни в другом отношении, ибо решилася пострадать за Христа в это гонение. Ты не ограничилась бывшим бичеванием, но опять, не будучи в силах противостоять, охвачена горячею любовью к доброму исповеданию, в котором пламеней всегда. Ты, действительно, знаешь, что добро или что красно [Пс. 132:1], именно — страдать за истину и отличаться мученичеством. Золото и серебро, слава и благолепие, и всякое земное мнимое благополучие есть ничто, хотя и называются добром, ибо они мимолетны и исчезают, подобны сновидению и тени. Что же дальше? Следует избрание монашеской жизни, которую ты обещаешь принять по прекращении гонения. Хотя это и дивно, но меня не поразило твое решение. Почему? Потому что о последующем всякий может заключать из предыдущего. Доказательство может идти и обратно. Если видим дым, конечно, покажется и огонь. И в данном случае, если есть исповедание Христа, ясно, что воссияет и жизнь в монашеском совершенстве. Как ты блаженна в обоих отношениях! но не жди, чтобы я возложил на тебя руку [т. е. постриг в монахини], ибо я грешен; пусть лучше сделает это тот, от священного возложения руки которого ты освятишься. Низко кланяюсь, как матери света, той, которая произвела тебя на свет и возродила в истинном свете. Получив ее дары, равно как и твои, я принес в дар Господу моему благодарение и молитву за вас обеих. Однако, я очень отяготил вас. Но от духовной тяготы да освободит вас Вземляй грех мира».
Из этого письма, как и из рассказа хронистов, видно, что Кассия была из богатой и знатной семьи, была прекрасно образована и очень умна, сильно выдаваясь в этом отношении между другими. Также из письма видно, что она была воспитана своею матерью во благочестии, что и мать и дочь переписывались со св. Феодором и благотворили ему; что св. Кассия пострадала за иконопочитание в царствование императора Льва Армянина и подверглась бичеванию; что она в юности решила принять монашество, когда кончатся гонения.
Точная дата кончины св. Кассии неизвестна; по-видимому, это случилось во второй половине 860-х годов. Монастырь, основанный Кассией, существовал в Константинополе еще в Х в., позже о нем не встречается упоминаний в источниках.
Источник: Монахиня Кассия (Сенина): личная страничка