Преподобная Этельдреда, или Одри, игуменья Элийская, королева Нортумбрийская
Июль 5th 2016 -
Память 23 июня / 6 июля
Анналы королевства Восточная Англия (нынешние Норфолк, Саффолк и Восточный Кембриджшир) далеко не о многих святых говорят так подробно, как о преподобной Одри Элийской.
Будущая святая родилась в 630 году в королевском поместье Экснинг (Западный Саффолк), в 10 милях от Эли. Она получила имя Этильтрит, что означает «Благородная сила». Сначала это имя произносили как Этельдреда, затем – Алдру, а в Средние века более просто – Одри. Так святую называют в Англии и сейчас. Хотя эта форма имени не совсем правильная. Древние английские женские имена никогда не оканчивались на -а. Произношение Этельдреда вместо Этильтрит, Хильда вместо Хильд, Сетрида вместо Сетрид и т.д. считаются изобретением викторианской эпохи.
Поскольку Одри родилась в Саффолке, то, скорее всего, была знакома со святителем Феликсом, епископом Данвичским и апостолом восточных англов. Святой Феликс приехал в Восточную Англию из Галлии примерно в 631 году и трудился вместе с двоюродным братом ее отца святым Сигебертом. Именно Феликс крестил короля Анну и всю его семью, включая Одри. 8 марта 647 года святой епископ Феликс умер. Точно неизвестно, кто по смерти епископа духовно наставлял молодую девушку, но известно, что она с юности была усердной в делах веры и желала монашества. Однако принять иноческие обеты она смогла только много лет спустя.
В 652 году святой Одри пришлось выйти замуж за Тондберта – знатного человека из области Южный Гирве в Восточной Англии. В качестве приданого она получила остров Эли (что значит «Остров угрей»), на самой границе Восточной Англии. Этот брак, заключенный из политических соображений, закончился очень скоро – в 655 году Тондберт умер. Несмотря на замужество, святая Одри осталась девой. Последующие пять лет своего вдовства святая провела в Эли, где предавалась молитве и аскетическим подвигам, мечтая основать здесь монастырь. Но время для ее монашества еще не пришло. В 660 году Одри снова пришлось выйти замуж по соображениям политического характера: чтобы способствовать улучшению отношений королевства с Нортумбрией, Одри вышла замуж за короля этой страны Эгфрида, которому тогда было всего 15 лет. Святая Одри, до этого бывшая принцессой Восточной Англии, теперь стала королевой Нортумбрии.
Став королевой, святая Одри много помогала святому Вилфриду Йоркскому, просветившему королевство Сассекс (королевство южных саксов). Особенно важно то, что она пожаловала ему землю в Хексеме для постройки церкви и монастыря. Нет сомнений, что святая часто посещала находившийся высоко на скале монастырь Уитби, основанный в 657 году сестрой ее тетки, святой Хересвиты, и ее давней подругой святой Хильдой.
Повзрослев, муж святой Одри стал требовать супружеских отношений. Королева избегала их; поддержку своего желания остаться в девстве она искала у святого Вилфрида, епископа Йоркского. Король неохотно, но все же дал согласие на то, чтобы они расстались. Это случилось в 672 году. Святая Одри уехала в Колдингем, где тетка ее мужа, святая Эбба (615–683, память 25 августа), основала монастырь. Как и монастырь святой Хильды, Колдингем был двойным: в нем подвизались и монахи, и монахини. Это место сейчас носит название Сент-Эббс-Хед – в честь святой Эббы. Здесь, наконец, святой Вилфрид постриг святую Одри в монахини.
В следующем 673 году святая Одри приехала в Восточную Англию, а затем возвратилась в любимый Эли. Одна из легенд гласит, что бывший муж святой Одри, в то время еще не женившийся повторно, передумал отпускать святую; он начал преследовать ее, но был остановлен внезапным разливом реки Хамбер. Другая легенда рассказывает, как святая по пути в Эли заночевала в деревне, которая сейчас называется Уэст-Хэлтон. Как только ее посох коснулся земли, то немедленно зацвел. Эти истории своего рода знаки духовной зрелости святой Одри и символы ее судьбы. В Средние века деревня Уэст-Хэлтон (графство Линкольншир) долгое время носила название Этельдредстоу («Святое место Этельдреды»), а местная церковь до сих пор освящена в ее честь.
В Эли святая Одри принялась перестраивать и восстанавливать древнюю церковь, основанную еще святым Этельбертом Кентским. Здесь святая Одри основала двойной монастырь, в котором руководила монахами и монахинями. Вот что пишет преподобный Беда о жизни святой Одри как настоятельницы: она вела подвижническую жизнь, «подавала пример небесной жизни другим и сделалась матерью в девичестве для многих дев, посвященных Христу». Здесь наставником святой Одри был преданный ей священник – иеромонах Хуна († 690, память 13 февраля), впоследствии ставший отшельником в Чаттерис (в районе Кембриджширских болот) и почитаемым святым. Место, где подвизался Хуна, в его честь названо Хани-Фармом.
Отринувшая королевскую роскошь, Одри носила одеяние из грубой шерсти, а горячей водой мылась только перед великими праздниками. Подвижница ела мало, а больше одного раза в день вкушала пищу только по праздникам или же по крайней необходимости. Если ей не мешала болезнь, святая Одри всегда оставалась в храме после вечерней службы и молилась до самого рассвета. Плодом ее аскетических подвигов стал дар предвидения: святая предсказала приход чумы, открыла всем имена тех сестер, кто падет жертвой этой болезни, в том числе назвав себя, и объявила день своей кончины 23 июня 679 года.
У смертного одра в минуту, когда она «перешла от боли и смерти к вечной жизни и здравию» (преподобный Беда), неотлучно находился преданный ей отец Хуна.
В должности настоятельницы святую Одри сменила ее сестра святая Саксбурга. Спустя время, она решила извлечь останки сестры из деревянного гроба, с тем, чтобы переложить их в каменную раку и перенести в церковь. Так как в болотистом районе Эли не было камней, настоятельница попросила монахов спуститься по реке Ус в древнее римское поселение Грантчестер (тот Грантчестер не совпадает территориально с современной одноименной деревней; на его месте сейчас расположен пригород Кембриджа под названием Честертон). Там, рядом с городскими стенами, они увидели белый мраморный гроб превосходного качества с плотно прилегающей каменной крышкой. Монахи взяли этот гроб как знак Промысла Божия и возвратились в Эли. Наступил день, назначенный для перенесение останков Одри, – 17 октября 696 года. Над могилой святой установили навес, и монахи начали открывать деревянный гроб. Братия стояли и пели с одной стороны, а сестры – с другой. Тут настоятельница Саксбурга, пришедшая с остальными, чтобы, открыв гроб, омыть кости, воскликнула громким голосом: «Слава Богу!». Она увидела, что тело ее сестры осталось нетленным, «как будто она умерла и была погребена в тот же день». А престарелый монастырский врач Кинифрид, прооперировавший святую Одри за три дня до смерти, засвидетельствовал: надрез, сделанный им на шее святой, там, где была опухоль, полностью зажил, остался лишь небольшой рубец. «Все льняные ткани, в которые было завернуто тело святой, выглядели такими же новыми и свежими, как и в тот день, когда в них завернули ее чистое тело». Рассказывали, что святая Одри со смирением принимала боль, связанную с ее болезнью, и другие страдания, объясняя это наказанием Божиим за свое тщеславие, когда она, будучи молодой, «любила носить драгоценности на шее». Так ей пришлось «променять золото и жемчуг на сильную боль». В память о том, что святая Одри в юности любила носить ожерелья, в XVI веке модным кружевным и шелковым воротничкам дали название «tawdry lace», то есть «Audrey's lace» («кружево Одри»). В следующем веке из-за плохого качества этих воротничков слово tawdry приобрело свое современное значение — мишурный, безвкусный.
О церемонии перенесения святых мощей Одри из старого деревянного гроба в каменную раку рассказал около 1000 года игумен Эльфрик Эйншемский: «Ей омыли тело, облачили его со всеми подобающими почестями в новые одежды и внесли в церковь, распевая радостные гимны. Затем они положили ее в раку, где она лежит и по сей день на радость и удивление многих, приходящих ее почтить». Во время самой церемонии произошло несколько чудес. При прикосновении к льняным одеждам, в которые изначально было одето тело святой Одри, демоны оставляли одержимых ими людей, и многие исцелялись от разных болезней. Даже деревянный гроб, в котором первоначально лежало ее тело, исцелял от глазных болезней и от слабого зрения, когда верующие клали головы на него. Чудесно и то, что размер римского каменного гроба, обнаруженного монахами, совершенно подходил для положения в него мощей святой, словно его специально для этого подготовили. Через несколько десятилетий после этих событий преподобный Беда Достопочтенный писал о святой Одри: «Родившись королевой, она достойно несла земную корону, но Небесное Царство радовало ее больше всего. Презрев супружеское ложе, она двенадцать лет сохраняла и в женах девство, устремляясь к монашеской жизни. Она пришла абсолютно чистой к своему Небесному Жениху, оставшись даже душою девой». А позднее игумен Эльфрик писал, что «английская дева имела двух мужей, но так и осталась девой».
Благодаря Одри монастырь Эли оставался великой святыней вплоть до разорения его датчанами в 870 году. Рассказывают, что когда один из датских воинов открыл раку святой Одри, думая найти в ней сокровища, и увидел нетленные мощи, его сразил страх и он упал замертво. Ровно через 100 лет, в 970 году, в великий период национального возрождения, монашескую жизнь в Эли восстановил указом благоверный король Эдгар Мирный и святитель Этельвольд Винчестерский.
«Книга Эли», датируемая XII веком, рассказывает о том, что Эли во времена короля Эдгара славился школой вышивания и изготовления украшений, особенно в начале XI века, когда король Кнуд и королева Эмма покровительствовали этой школе. Королева Эмма пожертвовала на украшение раки святой Одри пурпурную ткань, затканную золотом и украшенную бриллиантами. Однажды король отправился на королевской барже в Эли на праздник Очищения (то есть Сретение Господне), празднуемый 2 февраля. Еще находясь на барже, приближавшейся к церкви, он услышал пение монахов. Восхищенный красотой голосов и трогательной мелодией, король в честь этого события сложил стихотворение:
«Весело пели монахи в Эли,
Когда король Кнуд подплывал к берегу;
Гребите, люди, ближе к этому острову
И давайте слушать пение монахов».
Святая Одри помогла святителю Вилфриду принести свет Христова Евангелия в королевство Сассекс – последнее из английских королевств, принявших веру.
В Эли в 1070–1071 годы собрались самые смелые воины, противостоявшие норманнскому завоеванию. Их было немного, но возглавлял отряд храбрецов Херевард, настоящий патриот своей страны, за свое бесстрашие прозванный «последним англичанином». Таким образом, святая оказалась во главе национального подъема, а город, в котором хранилась рака с ее мощами, превратился в объединяющий центр английского сопротивления.
Завоеватели встретились с большими сложностями на подступах к Эли, так как «этот остров защищен и труднодоступен не только по естественным причинам, но и заступничеством святых жен Саксбурги, Витбурги, Одри и Эрменильды». Когда герцогу Норманнскому с помощью магии и предательства удалось проникнуть в алтарь церкви святой Одри, то, как было записано, «он, стоя далеко от мощей святой девы, бросил марку золота на престол, не смея подойти ближе из-за страха перед грозным судом Божиим, карающим всех, сделавших столько злых дел в этом доме». «Страх святой Одри овладел всеми соседями, и много лет ни один аристократ, ни один судья, ни один важный человек не смел присвоить ничего из владений церкви Эли – так мужественно святая дева защищала свою собственность».
В Средние века, благодаря раке святой Одри, Эли оставалось одним из самых знаменитых святых мест всей страны, символом некогда сильного духовного величия Англии. Тринадцать храмов было освящено в честь святой Одри: по одному в графствах Сомерсет, Шропшир, Оксфордшир, Линкольншир и в Лондоне, два в Хартфордшире и шесть в Восточной Англии. Предание сохранило многочисленные рассказы о чудесах, сотворенных святой Одри, она всегда почиталась как любимейшая из святых жен Англии, а имя Одри до сих пор остается одним из самых распространенных женских имен в стране.
Раку святой Одри осквернили и разграбили во время реформации в 1541 году. Сегодня, спустя тринадцать веков после обретения нетленных мощей, они хранятся в католической церкви святой Этельдреды в Эли-Плейс в Лондоне, а нетленная рука св. Одри покоится в католической церкви города Эли. Элийский кафедральный собор по сей день возвышается над маленьким городом Эли и окружающей его болотистой местностью; он настолько высок, что виден с расстояния более чем 20 миль. Построенный на месте бывшего монастыря святой игуменьи Одри, он высится как памятник, свидетельствующий о благородной силе святой; он напоминает о том, что по всему миру православные христиане разделяют святую православную веру вместе со святой угодницей Одри, матерью Восточной Англии.
Лондонской церкви в Эли-Плейс уже около тысячи лет, она остается одной из немногих построек Лондона, уцелевших во время страшного пожара 1666 года. После реформации эта церковь несколько столетий использовалась как англиканская, но с XIX века в ней снова регулярно совершаются католические мессы. Мощи св. Этельдреды хранятся в этой церкви в небольшом ковчеге справа от главного престола.
Св. Одри особенно молятся от кожных заболеваний и от болезней, связанных с горлом.
Ей составлена православная служба на английском языке.