Преподобная Дамарь Афинская (Δάμαρις η Αθηναία)
Октябрь 15th 2014 -
Память 3/16 октября (греч.)
В Деян. 17, 34 вместе с Дионисием Ареопагитом упоминается Дамарь (или Дамарида).
В позднейшей церковной традиции Дамарь известна как супруга Дионисия Ареопагита, что объясняется двойным значением греч. слова γυνή (женщина, жена). Вероятно, эта традиция была известна уже свт. Иоанну Златоусту, который писал о том, что даже в Афинах, средоточии языческих суеверий, апостол Павел «обратил Дионисия Ареопагита с женой». Cвт. Амвросий, еп. Медиоланский, прямо писал о Дамари как о жене (uxor) Дионисия Ареопагита. Прп. Максим Исповедник понимал текст Деян. 17, 34 как рассказ об обращении Дионисия и его домашних. По его мнению, ап. Лука, составитель Деяний св. апостолов, счел нужным упомянуть лишь о Дионисии Ареопагите в силу значимости положения святого.
Образ Дамари как супруги Димитрия Aреопагита был введен Гилдуином, который опирался на суждение свт. Амвросия.
Почитание Дамари как святой в Греческой Церкви возникло в Новейшее время под влиянием западной традиции (оно неизвестно прп. Никодиму Святогорцу и архиеп. Сергию (Спасскому).
Св. Дамарь упоминается в печатной Греческой Минее, однако отсутствует в Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония. Вопрос о почитании св. Дамари как супруги Дионися Ареопагита обсуждался католическими исследователями Аллуа и К. де Би.