Преподобный Максим Исповедник
Август 25th 2011 -
Память 21 января/3 февраля; 13/26 августа
Максим Исповедник знаменитый деятель и учитель церковный (582-662), самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке, глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников, прославился в истории церкви своей неустанной и энергичной борьбой против ереси монофелитской, изобретенной константинопольским патриархом Сергием и императором Гераклием и поддерживаемой их преемниками, а также всей тогдашней иерархией на Востоке (за исключением иерусалимского патриарха Софрония
О жизни Максима до начала его борьбы с монофелитством известно немного. Как личность, чьи действия оцениваются по-разному его сторонниками и противниками, он имеет две противоречащие друг другу версии жизнеописания. Официальная версия жития повествует, что Максим родился в Константинополе, в то время, как противники Максима указывали, что он был родом из Палестины. Происхождение Максима также под вопросом, хотя официальное житие говорит о том, что он из византийской благородной семьи, что определило в дальнейшем его службу на должности секретаря императора Ираклия (611—641), с которым он, вероятно, был в родстве.
Получив высокое образование, он служил у императора Ираклия советником. В его время появилась так называемая монофелитская ересь. Монофелиты, с греческого, единовольники. Они учили, что в Иисусе Христе только одна воля божеская, а не две: божеская и человеческая, как учит Православная Церковь. Против этой ереси был IV Вселенский Собор.
В 630 году Максим оставил общественную деятельность, чтобы принять монашеский постриг в монастыре Хрисополя, в городе на азиатском побережье Босфорского пролива, напротив Константинополя (современный Ускюдар, район Стамбула). В Хрисополе Максим был возведен в сан игумена монастыря.
Когда Персидская империя захватила Анатолию, многие христиане бежали с Востока и Египта в Западную Африку. Около 640 года по поручению Софрония Максим перешёл в монастырь близ Карфагена, где начал изучать христологию Григория Нисского и псевдо-Дионисия Ареопагита. Там же в Карфагене Максим начал свою карьеру как богослов и аскетический писатель. Максим был высоко оценён местным населением и духовенством как человек святой жизни. Для Африки он стал духовным лидером и неофициальным влиятельным политическим советником державшегося православия и оппозиционного монофелитству экзарха Африки Григория — сына Никиты — кузена императора Ираклия, и, поскольку Максим состоял в родстве с императором Ираклием, родственника Максима.
Проповедь: Максимъ исповѣдникъ ( Христіане должны исповѣдывать свое званіе непостыдно). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Святой Максим оставил службу при дворе, постригся в иноки и сделался игуменом. В сане игумена он явился ревностным защитником Православия в борьбе с ересью: и словом, и писанием убеждал верующих не принимать еретического учения. Отправившись в Рим, убедил папу Мартина собрать собор против ереси.
Император Констанс, державшийся ереси, счел такой поступок Максима за возмущение, и его вместе с Мартином сослал в ссылку в Херсонес, где святой папа умер (память его 14 апреля). Святому же Максиму пришлось еще много пострадать. Посредством разных истязаний хотели вынудить его принять ересь. Наконец, отрезали ему язык и отсекли правую руку, чтобы лишить его возможности защищать истину словом и делом, и изуродованного заключили в темницу. Здесь святой поборник Православия томился три года. Перед смертью Господь утешил его Своим явлением. Скончался святой Максим в 622 году.
Pages: 1 2