Избиение преподобномученика Ионы и с ним 50 монахов и мирян в Трифоно-Печенгском монастыре шведами убиенные (1590)
Январь 6th 2013 -
На берегу Северного Ледовитого океана на реке Печенге в Архангельской губернии Кольского уезда был основан преподобным Трифоном монастырь во имя Живоначальной Троицы.
Издавна местность эта входила в состав Новгородских земель, а после падения Новгорода (в 1478 г.) перешла под власть великих князей Московских.
Во время войны Царя Феодора Иоанновича (царствовал с 1584 по 1598) со Швецией, шведы с большой ратью приступили к обители Живоначальной Троицы. По преданию, это нападение было 18 декабря 1590 г. Сначала они сожгли храм Успения Пресвятой Богородицы, где были погребены мощи преподобного.
При сем храме находился некий благочестивый священноинок Иона. Одно время он был иереем в городе Коле, при храме во имя святителя и чудотворца Николая. У него родилась дочь; но вскоре после рождения младенец захворал и был уже при смерти. Тогда Иона, посоветовавшись со своей супругой, дал обет вступить в число иноков Трифонова монастыря, если выздоровеет дочь его. Лишь только при святом крещении младенца погрузили в воду, он тотчас получил исцеление.
Тогда Иона, оставив жену и дочь, вступил в число иноков, начал подвизаться под руководством самого блаженного Трифона, постригся и стал священноиноком.
При нашествии врагов в 1590 г. он был замучен из числа первых. После сего шведы направились к самой обители. Однако целых семь дней враги не осмеливались напасть на монастырь: они видели на стенах его множество вооруженных воинов. Наконец в самый день праздника Рождества Христова, по Божьему попущению, шведы овладели обителью, когда кончалась Божественная литургия.
Сначала неприятели избили всех иноков и мирян, бывших на монастырских службах. Потом, как дикие звери, ворвались в самую церковь и умертвили всех бывших в храме: одних они перерубили пополам, другим отсекли руки и ноги. Игумена Гурия и казначея они подвергли разным мучениям, стараясь узнать, где находится монастырская казна: кололи оружием, жгли на огне. Но Христовы страдальцы не отвечали им ни слова, только с молитвой взирали на небеса. Враги разъярились еще более и изрубили доблестных иноков на части. Затем они осквернили храм, подожгли его вместе с телами умерщвленных ими иноков и разорили всю обитель до основания.
Но безбожные убийцы не избегли праведного суда Божия. На обратном пути они заблудились и почти все погибли от голода. Только некоторые из них спаслись и принесли на родину весть о погибели своих сотоварищей.
Всего в монастыре было убито тогда иноков 51, а мирян 65 человек. Только те, кто находился в отлучке, на работах или других монастырских службах, избегли вражеского меча. Возвратившись в обитель, они оплакали и погребли умерщвленных, потом донесли обо всем царю Феодору Иоанновичу.
Благоверный государь сильно скорбел о разорении обители преподобного Трифона. Он повелел вновь построить обитель в Кольском остроге, при храме в честь славного Благовещения Пресвятой Богородицы. (Острог – укрепленное место. Кольский острог – г. Кола). Но в 1619 г. обитель сгорела. Тогда повелением благоверного государя Михаила Феодоровича обитель была построена близ города, за рекою Колою.
Много чудес совершилось в обители преподобного Трифона. Священноинок той обители Иона, по прозванию Сорокоум, должен был проезжать мимо могил убиенного Ионы и святого Трифона. А в обители было установлено правило: если кому-либо из братии случалось проезжать мимо того места, то он должен был совершить панихиду и благоговейно поклониться перед теми могилами. Инок же Иона дерзнул не только нарушить это установление, но даже осмелился сесть на могилу убиенного Ионы. Не воздав должного поклонения, он отправился далее в путь, но, отъехав немного, вдруг впал в тяжкий недуг: паралич расслабил тело его, так что едва живым привезли его обратно в обитель.
Тогда Иона сознал свой грех и пред всеми каялся в нем: «Бог наказал меня, братия, за грех мой: я не сотворил поминовения преподобному и даже сел на могилу праведного». С великой верой молил он Господа и преподобного Трифона о прощении. На четвертый день ночью явились ему во сне два мужа: один, благолепный и благообразный старец, был облечен в монашеское одеяние, другой же был в фелони.
Явление их устрашило больного, так что он не мог произнести ни слова. Тогда тот, на котором была иерейская фелонь, сказал другому старцу: «Отче мой, святый Трифоне, коснись болящего и исцели его». Старец же отвечал: «Ты, Иона, почтен саном иерейским, ты должен коснуться, ибо болящий сел на твою могилу». «Нет, отче Трифоне, – говорил другой старец, – ты – первоначальник в сей стране и мой учитель, я же твой раб и ученик». Преподобный Трифон сказал: «Если ты именуешь меня своим учителем, то тебе подобает исполнить мое повеление». Тогда старец, облеченный в фелонь, осенил болящего крестным знамением и перстом коснулся его со словами: «Во имя Пресвятой Троицы и молитвами преподобного Трифона, будь здрав и впредь никогда не нарушай правил, которые установлены были в обители первыми отцами».
Пробудившись, больной почувствовал себя здоровым и, видя свет, как бы последующий удалявшимся преподобным, быстро поднялся с постели и побежал, было, вслед за этим светом. Другие иноки, видя его неожиданное и скорое исцеление, прославили Пресвятую Троицу и преподобного Трифона.
Официальный сайт Мурманской и Мончегорской Епархии