Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский
Март 4th 2011 -
Преподобный Корнилий Псково-Печерский
Псков (Печеры). 1987 г.
Иконописец: Архимандрит Зинон (Теодор).
Память его празднуется 20 февр. в день мученической кончины и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.
Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при своем постриженике Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529 году.
Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми.
О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они во Пскове и были знатными людьми. Сын у них родился в 1501 году. Мать преподобного Корнилия, боярыня, отирая слезы, говорили инокам, что нездешний он, ее милый сынок, и родился после тяжелого лета, когда спустили с Троицкого собора вечевой колокол и плакали по вольной старине псковичи.
Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, и мать его ведала об этом. Она научила преподобного Корнилия тайной молитве и любви к странным. Но вместе с тем ей всегда жалобно становилось, когда сын ее, еще мальчиком ходил молиться по скудельницам и жальникам.
Чтобы дать своему сыну образование, родители поместили его в Мирожский монастырь. В Мирожском монастыре отрок Корнилий подвизался под началом старца, совершая подвиги молитвы и труда: свечи клал, дрова рубил, обучался грамоте и писанию икон. «Корнилий в монастыре научился гусиным пером выводить буквы, трогать рукопись золотом или киноварью».
Закончив учение, вернулся Корнилий в дом к своей матери. Как и прежде, был он далек от мирской суеты. Пребывание в Мирожском монастыре еще более утвердило его призвание к духовной жизни. Чувство влечения к иноческой жизни пробуждалось в нем со всей полнотой и ждало лишь удобного случая для своего проявления, который и не замедлил представиться. Государев дьяк Мисюрь Мунехин в то время стал часто ездить в маленькую Печерскую обитель, затерянную среди лесов, которая была беднее любого псковского погоста, и всячески помогал ей. Можно предположить, что по своем приезде в Псков Михаил Григорьевич Мунехин сблизился с родителями преподобного и часто встречался с самим Корнилием. Будучи весьма просвещенным и благочестивым человеком, он не мог не оказать положительного влияния на формирование характера и взглядов юноши. Зная о возникшем у Корнилия сильном желании посетить Псково-Печерскую обитель, Мисюрь Мунехин собирался захватить Корнилия с матерью при своей ближайшей поездке в монастырь.
Первое пребывание в Псково-Печерской обители окончательно решило судьбу преподобного Корнилия. Он навсегда ушел из родного дома в Пскове и принял иноческий образ в Псково-Печерском монастыре. Здесь Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве.
В 1529 году Корнилий, служивший образцовым примером богоугодной жизни, был возведен в сан игумена и избран настоятелем монастыря. «Не следует забывать, — пишет в связи с этим один из историков, — что в 1526 году Макарий, великий церковный преобразователь, твердо уверенный в единстве России, был назначен архиепископом Новгорода. Несомненно, что Псково-Печерский монастырь, находясь под покровительством московских властей, не мог управляться человеком, чьи взгляды расходились бы со взглядами Макария и непосредственного представителя московской администрации во Пскове».
Игумен Корнилий строго осуществлял монашеское общежитие. Он сильной рукой защищал монастырь от величайшего зла русской монастырской жизни того времени — так называемых «вкладчиков», т.е. мирян, приносивших богатые пожертвования в пользу обители, затем поселявшихся в ней с принятием монашеских обетов или отказу от их исполнения.
Полный христианской любви к ближним и к братии обители, Корнилий подавал им пример истинного подвижничества не только словом, но и делом. Число братии при Корнилии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников монастыря не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.
Современники отзывались о блаженном Корнилии не иначе, как о муже строгой, примерной жизни, сильной воли и неусыпной ревности ко благу обители и славе имени Христова. Его кипучая деятельность во имя любви к ближнему простиралась далеко за пределы обители: он распространял христианство среди язычников, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся.
На смуты и тяжкие времена указывало время. Рать шла за ратью, царь Иван Грозный лил кровь в Москве и Ливонии. Смиренно молил Бога блаженный Корнилий, чтобы дал он устроение земное и мир, и тишину, и послал бы свыше Свою благодать рабу Иоанну.
Строгий порядок в обители, благолепие церковных служб и крестных ходов, нравственно высокая жизнь иноков не могли не производить огромного впечатления на полудикие племена. Нередко случалось, что приходя в обитель из любопытства, привлеченные далеко идущей славой о ней, темные язычники уходили из нее просвещенными светом Православия. Очень много способствовали обращению в Православие и чудеса, источаемые главной святыней обители — иконой Успения Божией Матери.
Преподобный Корнилий щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам пособия из монастырских запасов. Искалеченных мечами и пушечным свинцом иноки лечили и кормили из благочестия. С полей они несли тяжелые дубовые гробы-колоды, копали последние убежища, вмуровывали гробовые камни в стены и вписывали в синодик имена.
Иван Грозный смиренно ночевал в доме Пречистыя Богородицы и дал обители грамоту — не велел он судить игумена Корнилия с братией и укрывающихся у них чухонцев.
Благотворительность блаженного Корнилия, его бескорыстие, кроткие наставления и чистая жизнь истинного подвижника Христова привели к тому, что в приходе Нейгаузена поголовно все эсты, а в приходах Рауге, Пельве и Гермеля многие из них приняли Святое Православие. Игумен Корнилий ходил с проповедью и за Пижму, где в сосновых борах жили ливы.
Несмотря на свою занятость после своего назначения игуменом, преподобный Корнилий находил время и для литературной работы. В 1531 году в окончательной редакции вышел его труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря». Преподобный Корнилий описал в своей работе крупные перемены в устройстве монастыря, монастырский быт, охарактеризовал деятельность своих предшественников. Его труд отличается хронологической точностью приводимых данных.
С утратой Елизаровским Псковским монастырем его общественного и культурного значения традиция летописания была воспринята от него Псково-Печерским монастырем, выделявшимся к тому времени своей культурно-просветительской деятельностью.
В монастыре каждый камень напоминает о славном игумене, не только как о создателе и украсителе обители, но и как о ее летописце, а может быть, и о летописце в общегосударственном масштабе, так как преподобный Корнилий был хорошо ведом Ивану Грозному, исполнял некоторые его государственные поручения и вообще стоял близко ко всем церковным и государственным делам бурной эпохи его царствования.
Ревностный миссионер, преподобный Корнилий был настолько широко просвещенным человеком, что даже обращался за указаниями к богослужебной практике Востока, чтобы придать торжественность и стройность монастырскому богослужению, сделать его еще более боголепным, что еще больше способствовало бы утверждению и распространению Православия.
Игумен Корнилий и старец Вассиан были для 16-го столетия удивительно культурными людьми, большими знатоками и любителями книг.
В монастыре была собрана солидная для того времени библиотека, непрестанно пополнявшаяся.