Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский
Март 4th 2011 -
Уже к первой половине 16 века в нем была создана настоящая книжно-литературная школа, задачами которой являлись сбор рукописей богослужебного, светского и житийного характера, розыск разного рода богослужебных книг, уставов и т.п. В 1561 году библиотека Псково-Печерского монастыря пополнилась «Уложением о ектеньях», принесенным с Афонской горы иеросхимонахом Левкием Каппадокиянином.
В задачи этой школы входили также сбор старинных актов, касающихся истории Пскова и его обители, переписка их в особые сборники, составление и переделка монастырских повестей, посланий, поучений и главное — ведение летописи.
Интерес его к родной старине, ее заветам, желание сохранить для потомства «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» и, наконец, следовать традициям прошлого — все это вместе взятое способствовало тому, что игумен Корнилий взялся за продолжение летописи, когда во Пскове в середине 16 века традиционное летописание было прекращено. В основу своей летописи преподобный Корнилий положил сведения двух первых псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год Являясь свидетелем переживаемых событий и ясно осознавая огромное значение московской внешней политики для всего Русского государства и для Пскова в частности, игумен Корнилий внес в свои записи общерусские известия, касавшиеся главным образом военных действий русских с неприятелем, не ограничиваясь пределами одной только Псковской области.
Другим делом усердия преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове, на Усохе, подворья для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери «Одигитрии». При нем был устроен дом для служащих в новом храме и для приходящих из монастыря в город по каким-либо делам. Печерское подворье было основано для принятия святых икон из Псково-Печерского монастыря, приносимых с крестным ходом в город. Игумен Корнилий первоначально установил в нем и повседневное служение монастырской братии. Затем игумен Корнилий занялся строительством в самом монастыре. Он перенес церковь во имя Сорока мучеников Севастийских, построенную при игумене Дорофее, за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор в Печерском посаде, где она стоит и ныне. На этом же дворе находилась часовня во имя великомученицы Варвары, а также помещение для остановки царя на случай его приезда.
На освободившемся месте в обители преподобный Корнилий в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Он расширил и украсил монастырь и его главный храм — Успенскую церковь. Распространил и прокопал далее монастырские пещеры, как свидетельствует надпись на его гробе. В 1559 году игумен Корнилий построил храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Следует отметить, что в период своего правления монастырем преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие хозяйственные мастерские), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных — жителей этого края. Для создания иконописной мастерской имелись вполне реальные возможности, ибо, не говоря уже о том, что сам преподобный Корнилий великолепно владел кистью, некоторые "способные к живописи монахи учились иконописному искусству в Мирожском монастыре. Обучившись иконописи, они помогали преподобному Корнилию украшать храмы, писать иконы и обучать других иноков.
Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства с враждебными ей ливонскими немцами, была не только светочем Православия в этом удаленном от центра государства крае, но и естественной крепостью против внешних врагов для всей России. Для отвращения бедствий, грозивших Псково-Печерской обители, Провидение внушило игумену Корнилию мысль о сооружении вокруг нее большой каменной ограды и дало ему все средства к осуществлению этой цели. И вот во время семилетней войны Ивана Грозного с Ливонией (1558—1565) преподобный Корнилий возводит вокруг всего монастыря массивную каменную стену (из плит) высотой в 5 аршин, длиной в 380 саженей, а шириной более 2 аршин со следующими крепостными башнями-бойницами: 1. У Святых ворот — Никольская. 2. У острога — Круглая. 3. Затюремная, где находилась Софийская, ныне Михайло-Архангельская, церковь. 4. Тайловская. 5. Над верхними решетками. 6. Зачудотворная или Тарарыгина. 7. Изборская. 8. Благовещенская. 9. Над Нижними воротами. Святые ворота принимали богомольцев, Изборские — гонцов с Псковской дороги, а Нижние — конные колымаги. В результате возведения каменной ограды обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение. Его могучие стены строились при непосредственном участии царского военачальника Павла Петровича Заболоцкого (впоследствии инока Пафнутия). «Спадая вниз и снова поднимаясь, стены монастырския, кажется, призывает каждого не падать духом: за падением для сильной души наступает снова поднятие ввысь, эти мощные спады стены и ее поднятия говорят также и о том, что монастырь, по своей цели, не был монастырем-крепостью, подобно крепостям Ливонского ордена. Он стал крепостью по необходимости».
Преподобный Корнилий хорошо знал, что одних башен и стен совершенно недостаточно для защиты от врага. Поэтому, когда была закончена постройка каменной стены, над Святыми воротами игумен Корнилий по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (1565 год) и тем самым поручил этому истинному защитнику чистоты веры христианской охранять православную обитель на границе с враждебными Православию народами. На очищенном месте сотворил игумен Корнилий молитву и своими руками положил начало алтарю во славу Николая Святовратского. Крестьяне по стенному мосту несли на плечах иконы Владычицы. Пели иноки. На деревянной звоннице били в колокола-невелички. Игумен кропил святой водой сложенную саженями плиту, лестные материалы и чаны с известью. Спустившись в Каменецкий овраг, просекой со сваленными по краям соснами, шел крестный ход. В шалашах на поле устроились изборские каменщики, станщики и пачковские землекопы. Преподобный Корнилий благословил их на церковное и монастырское строительство. Были среди них пришедшие по обету, трудившиеся по своему усердию, с верою и молитвою клавшие каждый камень. Часто мимо проходили усталые полки, и воины, скинув брони, трудились по монастырскому делу и просили иноков поминать их имена, когда Бог в бою призовет их к себе. Возивший плиты народ говорил, что «легки были коням полные возы, и тяжелы возы лукавые». У рубежа валили лес, волокли его по Пижме-реке, спускали к Куничьей горе и тесали по добровольному раскладу неоплатно. Из сосны рубили кельи, караульные избы. Раскладывали клиньями, обтесывали топорами. Осину рассекали на дощечку, чтобы покрыть кровлю по чешуйчатому обиванью.
Последующие событий показали мудрую прозорливость преподобного Корнилия. Через десять лет после его кончины выстроенные им стены увидели врага. Несмотря на сильный натиск неприятеля, монастырь устоял. С этих пор военная служба монастыря продолжается непрерывно вплоть до начала 18 века. «В монастыре стоял постоянный гарнизон из стрельцов, пополняемый в тревожное время монастырскими слугами и послушниками». Мощные каменные стены окружали монастырь со всех сторон, как настоящую пограничную крепость. И монастырь успешно выдержал осаду войск Стефана Батория. "В почти непрерывной многолетней борьбе этого, только что начавшего слагаться Русского государства, с его многочисленными внешними врагами монастыри шли впереди всех и были надежными, незыблемыми оплотами его целости и мощи. В этом величайшая заслуга монастырей перед Родиной. К сожалению, это обстоятельство ныне почти забыто.
За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников.
Вот что говорит князь Андрей Курбский свидетельствует о смерти игумена Корнилия в своей «Истории о великом князе московском» так: «Тогда же убиен от него Корнилий, игумен Печерского монастыря, муж свят и во преподобии мног и славен. Тогда вкупе с ним убиен у другой мних, ученик того Корнилия, Васьян, именем, по наречению — Муромцев: муж был ученый и искусный и во Священных Писаниях последователь. И глаголят их вкупе во един день орудием мучительским некакими раздавленные: вкупе и телеса их преподобно-мученически погребены». Курбский относит это событие к 1575 году.
В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры, написано, что когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем».
Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика. Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил золотую цепь, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников. Но все же после грешного дела Иван Грозный часто вспоминал взгляд игуменских глаз.
Царь приказал вписать в синодик имена опальных людей, ручным усечением конец принявших, сожженных, из пищалей простреленных, имена коих знал один Господь. Из Псково-Печерского монастыря были вписаны игумен Корнилий и старец Вассиан. Имя игумена Корнилия было отмечено также в царском синодике.
Тело игумена Корнилия было положено тогда в «Богом зданной пещере», вместе с его предшественниками, где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году Маркеллом, митрополитом Псковским и Изборским, со священным собором, мощи преподобного Корнилия, «аки сокровище драгоценное», были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене. В 1872 году, декабря 17 дня, при настоятеле монастыря епископе Псковском и Порховском Павле честные мощи с прежним гробом были переложены в новоустроенную медно-посеребренную раку, а в 1892 году, в третий раз, были переложены во вновь устроенную более благолепную медно-посереберенную раку, тщанием тогдашнего настоятеля архимандрита Иннокентия.
Чтобы понять обстоятельства, послужившие причиной гибели игумена Корнилия, необходимо вкратце рассмотреть события жизни Ивана Грозного и его деятельность в рассматриваемый период времени.
По навету заподозрив новгородцев и псковитян в измене, в желании отделиться от России и перейти на сторону его врагов, Грозный предпринял свой ужасный карательный поход в Новгород (1570) и произвел такое избиение граждан, что, по сказанию очевидцев, протекающая через город река Волхов вся окрасилась кровью невинно убиенных.
После избиения новгородцев царь отправился в Псков.
Исследователь П.Н.Михельсон в своем историко-архитектурном очерке «Изборск» говорит, что Грозный в 1570 году, после разгрома Великого Новгорода, заподозренного в «изменном деле», отправился расследовать положение во Пскове, Изборске и Печорах. Изборск он не подверг разграблению, но, казнив нескольких людей, показавшихся ему неблагонадежными, отправился в Печерский монастырь, где казнил игумена Корнилия, обвиненного в сношениях с «крестопреступниками». «На обратном пути из Печор царь, как рассказывают в Изборске, для искупления своих грехов велел отлить для девичьего монастыря Рождества Богородицы два медных колокола, один из них с датой 7083 (1575) и по сей день хранится при церкви, как реликвия».
В отношении даты кончины преподобного Корнилия мнения историков расходятся. С.Б.Веселовский, ссылаясь на «Списки иерархов и настоятелей монастырей» П.М.Строева, утверждает, что «Корнилий был игуменом Печерского монастыря с 1529 по 20-е февраля 1570 года».
Митрополит Евгений, совершенно не обосновывая своего довода, датирует кончину игумена Корнилия 1577 годом.
Историк Н.Карамзин пишет по этому поводу следующее: «За старое предание рассказывают некоторые, что Иоанн отсек голову Корнилию, встретив его вне Пскова с крестом и благословением, когда царь шел на Ливонию, следовательно в 1577 году».