Мученик Панкратий Римский
Май 25th 2020 -
Память 12 мая (25 мая нового стиля) церквями.
Святой Панкратий Римский (лат. Sanctus Pancratius) — раннехристианский мученик-подросток, пострадавший в Риме во время гонений Диоклетиана.
Согласно житию, Панкратий родился в состоятельной семье римлян в конце 289 года в Синнаде Фригийской, консульской провинции Малой Азии. Как и у большинства раннехристианских мучеников, житие Святого Панкратия известно из источников конца IV века.
Его мать Сириада умерла при родах, а в 8 лет он лишился отца Клеония, который, умирая, доверил попечение над своим имуществом и сыном своему брату Дионисию, дяде Панкратия. Дядя и племянник переезжают в Рим, и селятся на родовой вилле в Монте-Селио. Здесь они сближаются с христианской общиной Рима и принимают крещение.
Между тем вспыхнуло жестокое преследование Диоклетиана [Римский император с 20 ноября 284 по 1 мая 305. Приход к власти Диоклетиана завершил так называемый кризис третьего века в Риме. Он установил твёрдое правление и устранил фикцию, согласно которой император был лишь первым из сенаторов (принцепсом), после чего объявил себя полновластным правителем. С его правления начинается период в римской истории, называемый доминат], это был 303 год нашей эры, и террор со стороны провинций империи достиг Рима, неумолимо уничтожая любого человека, который отрицал благовония римским богам или признание божественности императора.
Панкратия также призвали принести в жертву, чтобы выразить свою верность Диоклетиану, но, решительно отказавшись, он предстал перед самим императором для суда. Диоклетиан, удивленный «своей юношеской привлекательностью и красотой, использовал все искусство обещаний и угроз, чтобы заставить его отказаться от веры в Иисуса Христа» (из рукописи, хранящейся в базилике Сан-Панкрацио).
14-летнему Панкратию, как выходцу из семьи римских патрициев, было предложено принести жертву языческим богам, в качестве признания римского пантеона богов и божественности императора. Панкратий решительно отказывался, и его приводят к Диоклетиану, который собирается лично судить мальчика. Диоклетиан был «удивлён стойкостью позиции этого юноши, и использовал все своё искусство обещаний и угроз, чтобы заставить того отказаться от веры Иисуса Христа» (из рукописи, хранящейся в базилике Сан-Панкрацио). Непоколебимость веры Панкратия удивила императора и всех придворных, присутствующих на допросе, в то же время вызвав гнев императора, который, не колеблясь, приказывает обезглавить бесстрашного подростка.
Панкратий перед Императором, роспись XIX века в церкви Св.Панкратия в Гринхайме, Германия
Выведенный из Рима на Виа Аурелия, когда в тот вечер 12 мая 304 года закатное солнце было окрашено в пурпурный цвет и темнота тяжело опустилась на храм Януса, и палач долго не решался поднять руку над мальчиком. Панкратий протянул свою голову колеблющемуся палачу, тем самым вернув ему жизнь Богу.
Римская матрона Оттавилла выкупила тело мученика, помазала их бальзамами, обернула их драгоценным полотном и поместила в новую гробницу, и похоронила его в находящихся поблизости катакомбах. Позже мощи мученика были помещены в драгоценную ризницу, которая до сих пор почитается в базилике Сан-Панкрацио. Останки тела маленького мученика помещены в урну под главным алтарем вместе с мощами других мучеников
О месте мученической смерти мы до сих пор читаем: «Hic decollatus fuit Sanctus Pancratius» (отсюда взлетел Сан-Панкрацио). Позже голова мученика была помещена в драгоценный реликварий, который до сих пор почитается в Базиликали Сан-Панкрацио. Останки же тела маленького мученика хранятся в урне, помещенной под главным жертвенником, вместе с мощами других мучеников.
История святого Панкратия иногда вызывала различные споры среди ученых. Фактически, он демонстрирует значительные анахронизмы и другие дефекты, которые, несомненно, демонстрируют общий агиографический армаментарий, используемый биографами для удовлетворения любопытства приверженцев святого. Однако деструктивная критика не пошла дальше. Несомненно, что дошедшие до нас латинские и греческие редакции Деяния мученика Панкратия нуждаются в сокращении из-за множества содержащихся изменений, но в любом случае в конце этих повествований мы можем найти некоторые элементы, которые, безусловно, являются надежными. Иначе нельзя было объяснить, как уже в конце V века непременно засвидетельствовался пылкий культ мученика, о котором было известно лишь имя и место захоронения. Акты, повествующие о мученической смерти святого Панкратия, никоим образом не являются современниками произошедших событий и, по мнению ученых, датируются примерно двумя столетиями позже. Фактически, кажется, что они были окончательно составлены в шестом веке, период, который оказался величайшим пылом культа, воздаваемого мученику, и в связи со строительством великой базилики, заказанной Папой Симмахом, чтобы передать его память. . Эта задержка в составлении страстей на самом деле объясняется Гризаром следующим образом: «поскольку языческие гонения часто уничтожали именно писания, которыми владела Церковь, подлинные действия мучеников, которые были скопированы из судебных протоколов. , и другие повествования, составленные современными христианами, они в значительной степени утрачены. О многих мучениках, подвергшихся тогда бедствиям языческой вражды, точные рассказы так и не были составлены, а вместо этого в эпоху торжествующей церкви, особенно после того, как публичное поклонение отважным свидетелям веры в течение двух или трех столетий приобрело наибольший импульс и выросло любопытство паломников к обстоятельствам их жизни и смерти, мало-помалу каждый мученик должен был иметь свою страсть ». Возникает и другая трудность: «Passio sancti Pancratii» дошла до нас в нескольких разных изданиях, но это не должно вызывать удивления, поскольку коды зависят друг от друга, они были расшифрованы с некоторого расстояния, и часто копировщик приукрашивал текст он работал на свой вкус. Неисчислимое количество рукописей, содержащих вышеупомянутую легенду, хранится в многочисленных библиотеках Италии и Европы, поэтому было бы трудно, если вообще возможно, попытаться сравнить и классифицировать исходные коды.
Еще одно любопытство связано с иконографией святого, который часто изображается в образе молодого солдата. Прежде всего, необходимо прояснить, как в то время военная карьера была, безусловно, наиболее многообещающей для молодых потомков знатных и богатых семей, подобных семье Панкратия, в империи, которая сделала свое состояние не только на войне, но и на войне. означает покорить мир. Однако, не имея веских причин для подтверждения этого, предпочтительно предположить, что одежда и поза бойца, в которую он помещен, мотивированы этимологией его имени, которое в переводе с греческого означает «борец», что в данном случае будет относиться к в бой, от которого он сражался, чтобы свидетельствовать о христианской вере.
Martyrologium Romanum до сих пор сообщает о поминовении 12 мая: «В Риме, на второй миле по Виа Аурелия, память мученика Панкратия, который был еще подростком, убитым за веру Христову; недалеко от места своего захоронения Папа Симмах построил знаменитую базилику, а Папа Григорий Великий не упустил случая пригласить людей подражать подобному примеру истинной любви ко Христу. В этот день отмечается память захоронения его останков ». Римский Миссал и Бревиарий, в соответствии с литургическим календарем Церкви, всегда сообщают в эту дату «необязательное воспоминание» святого мученика.
Святой мученик Панкратий, покровитель Молодежи католического движения, несомненно, был одним из самых популярных святых не только в Риме и Италии, но и за рубежом. Ему посвящены церкви и монастыри: один в Риме был основан святым Григорием Великим, а другой в Лондоне — святым Августином Кентерберийским, что также дало название станции лондонского метро. Также заслуживает внимания святилище мученика Панкратия недалеко от Пьянеццы, в первом туринском поясе, связанное с чудесным событием, которое произошло 12 мая 1450 года с крестьянином Антонио Казелла. Во время стрижки газона он нечаянно отрезал ногу своей жене, которая пришла принести ему что-нибудь поесть. Обеспокоенные супруги молились Господу и утешились явлением мученика Панкратия, обещавшего скорейшее выздоровление в обмен на возведение места поклонения. Так родилась вотивная колонна, которая расширилась и превратилась в великое святилище, которое до сих пор является местом паломничества. Однако мы не должны путать ребенка-римского мученика, почитаемого в Пианецце, с другим одноименным святым, почитаемым в Пьемонте, который на большой картине Святилища Кастельманьо (Cn) изображен вместе со святыми Маурицио, Костанцо, Понцио, Магно, Кьяффредо и Дальмаццо. в военной одежде, как предполагаемые солдаты мифического Фиванского легиона.