Мученик Иоанн Казанский
Февраль 5th 2014 -
Память 24 января/ 6 февраля , а также в Соборе Казанских святых.
Описание событий в нём приурочено к 24 января 1529 года — дню мученической кончины Иоанна Казанского. Под этим числом рассказ включён в минеи четьи Синодальные, Чудовские, Тулупова.
В 1505 году, в один из татарских набегов, из Нижнего Новгорода вместе с другими пленниками был уведен в Казань богобоязненный и благочестивый юноша Иоанн. Он попал в услужение к родственнику хана по имени Алей-Шпур.
Несмотря на юные годы, Иоанн был хорошо наставлен в христианском учении и получил прекрасное домашнее воспитание. Он строго соблюдал посты, не любил праздности и все время проводил в трудах и молитвах. За необыкновенное трудолюбие хозяин сделал его своим личным слугой.
Иоанн усердно исполнял возложенные на него обязанности и терпеливо переносил неволю, несмотря на все насмешки, которыми осыпали его мусульмане. Уповая на милость Божию, он проводил ночи в молитве. Ценя Иоанна как прекрасного слугу, Алей-Шпур пожелал обратить его в мусульманство. Но кроткий, во всем послушный и исполнительный Иоанн не мог исполнить этого желания своего господина. Ни ласки, ни угрозы не могли его поколебать. Он смело объявил Алей-Шпуру, что он христианин и ничто не заставит его переменить свои убеждения. Мучения, которым подвергли его, чтобы заставить отречься от Христа, не достигли цели.
Он смело объявил Алей-Шпуру, что он христианин, и ничто не заставит его переменить свои убеждения. Даже мучения, которым подвергли его, чтобы вынудить отречься от Христа, не достигли цели. При этом он не только с силою защищал христианскую веру, но и обличал ложное учение Магомета. Видя с одной стороны безцельность своих многочисленных попыток обратить Иоанна в мусульманство, а с другой твердость, с которой мученик открыто исповедывал Христа, а Магомета называл лжецом, разгневанный Алей-Шпур в 1529 году приказал умертвить верно служившего ему Иоанна.
Видя бесполезность многочисленных попыток обратить Иоанна в мусульманство, разгневанный Алей-Шпур в 1529 году приказал умертвить верного слугу. Юноше связали руки ремнем и вывели за город на ближайшую гору. Там ему должны были отрубить голову. Истязая мученика, татары нанесли ему мечом множество ран, насквозь прокололи живот. Желая отсечь ему голову, удар нанесли неудачно и рассекли шею, от чего страдалец, обливаясь кровью, упал без чувств. Мучители, считая его мертвым, возвратились в город.
В тот день стоял сильный мороз. Много часов Иоанн пролежал без чувств и поздним вечером очнулся. Желая прославить Своего мученика, Господь дал ему достаточно сил, чтобы подняться, причем руки его развязались сами собой, и он, осенив себя крестным знамением, поддерживая руками свою голову, направился в город к жившим там боярам великого князя Московского.
Придя к ним уже глубокой ночью, Иоанн рассказал о том, какие мучения он претерпел. Нанесенные ему раны были смертельны. Чувствуя близкую кончину, он просил находившегося при боярах священника причастить его Святых Христовых Таин. Причастившись, остаток ночи он провел без сна в молитве и утром при восходе солнца предал душу в руки Божии. Дом, где находилось тело святого мученика Иоанна, наполнило благоухание.
В 1592 году первый митрополит Казанский Гермоген (Ермоген), впоследствии — патриарх Московский и всея Руси, направил патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определённый день памяти. Одновременно он сообщал о трёх мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн(«Иван Новый»), родом из Нижнего Новгорода, пленённый татарами, а двое других, Стефан и Пётр, новообращённые татары, претерпевшие смерть за веру от своих прежних единоверцев. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память.
В ответ патриарх Иов прислал указ, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».
Повелевалось вписать в тот же синодик и трёх мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить митрополиту Гермогену. Последний объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трём казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января — в день мученической кончины Иоанна Казанского.
Таким образом, именно ходатайством митрополита Гермогена началось общецерковное прославление первых казанских мучеников, среди которых был и Иоанн Казанский.
Святой мученик Иоанн Казанский почитался в Свято-Успенском Зилантовом монастыре на всём протяжении его существования.
В Зилантовом монастыре благоговейно чтут святого Иоанна. Насельницы ни одно важное дело не начинают без молитвенного обращения к нему. До разрушения обители в Успенском храме находился чтимый образ святого, изображенного в полный рост. Во время разграбления обители он исчез. В 2005 году сестры восстановили список с той иконы, и сейчас он по-прежнему хранится в главном соборном храме монастыря.
Почитание Иоанна Казанского на Зилантовой горе не только дань исторической традиции (святой глубоко почитался на протяжении всех пяти веков существования обители), но и живая благодарность святому помощнику. Насельницы Зилантова монастыря рассказывают, что постоянно чувствуют духовную поддержку Иоанна Казанского. Имя святого постепенно становится все более известным: готовится к изданию иллюстрированное житие, художественному предприятию «Софрино» заказано серийное изготовление икон Иоанна Казанского.
В обители регулярно служатся молебны святому Иоанну. А 6 февраля, в день памяти казанского мученика, в монастыре непременно служится литургия архиерейским чином. Несмотря на то, что в тот же день отмечается также память всероссийски чтимой святой блаженной Ксении, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий всегда старается приехать в Зилантов монастырь.
Достоверно известно, что захоронен святой на Зилантовой горе— об этом свидетельствуют обменные грамоты Патриарха Гермогена и святителя Макария, где сказано, что Иоанн Казанский погребен на Старом русском кладбище, которое располагалось на Зилантовой горе.
Видимо, не только святому Иоанну, но и Зилантовому монастырю свыше был определен мученический венец. Основанная в 1552 году на месте захоронения воинов, павших при взятии Казани (на этом месте сейчас остров на реке Казанке с храмом-памятником), через семь лет обитель была перенесена на Зилантову гору— место погребения православных христиан. В годину большевистских гонений, в 1918 году, здесь пролили кровь десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом по ложному обвинению в обстреле красногвардейцев. На месте расстрела установлен поклонный крест с терновым венцом— символ мученической смерти насельников. Не случайно Зилантова обитель имеет статус поминального монастыря и ставится в один ряд с монастырями на Куликовом, Бородинском поле и Новодевичьим монастырем.
До революции в мужском Зилантовом монастыре служились панихиды по убиенным воинам. 15 октября, в день взятия Казани, насельники крестным ходом направлялись к братской могиле русских воинов. Сегодня сестры обители продолжают установленную их предшественниками традицию: они поминают воинов из дошедших до нашего времени поминальных списков— трижды на монашеском правиле и по пятницам за литургией на заупокойной ектении.
Мощи последних зилантовских мучеников, как и мощи святого Иоанна Казанского, пока находятся под спудом, однако монахини верят, что со временем Господь откроет их миру.
Несколько часов, проведенных в Зилантовом монастыре, пролетели незаметно: нас накормили обедом, провели по всем пяти храмам обители и даже благословили подняться на колокольню.
Монахини посетовали, что на своей родине— в Нижнем Новгороде— святой Иоанн неизвестен. Прощаясь с нами, матушки очень просили рассказать нижегородцам об их земляке и его мученическом подвиге. На молитвенную память каждому паломнику они подарили канон с житием святого Иоанна Казанского. Всю обратную дорогу нас не оставляла мысль: все-таки ненапрасным было наше паломничество, Казань породнила нас со святым Иоанном, еще одним молитвенником за Нижегородскую землю на неб