Мученик Або Тбилисский или Або Тбилели, Хабо Тпилели (груз. აბო თბილელი, ჰაბო ტფილელი;)
Январь 20th 2016 -
Память 8/21 января, небесный покровитель города Тбилиси.
Або Тбилисский родился в 757 году. Будучи арабом по происхождению, святой Або жил в Багдаде и занимался изготовлением благовоний. Прибыл в Тбилисский эмират, подвластный Арабскому халифату, в 775 году в свите грузина Нерсе, правителя Картли; Нерсе пробыл в Багдаде три года в тюрьме по доносу, был оправдан халифом и отпущен в Грузию. Во время пребывания в Тбилиси Або почувствовал склонность к христианской вере, первоначально вступая в богословские дебаты с христианами, но затем поверил в их правоту.
Он изучал грузинский язык, ходил в церкви, беседовал с церковными служителями, совершал молитвы и соблюдал пост.
В конченом итоге Або отверг мусульманскую веру, но не смел открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов и принял решение принять крещение в безопасном месте.
В 781 году Нерсе бежал в Хазарию, а с ним и Або, который во время пребывания в Хазарии крестился, затем он попал в Абахизю, где, в окружении христиан, он принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста, вкушая пищу лишь после причастия по субботам и воскресеньям, а после Пасхи принялся без устали славить Бога.
Когда Нерсе Эристави смог вернуться в Картли, Абхазский царь предложил Або остаться при его дворе. «Отпусти меня, дабы в открытую известить всех ненавистников Христа о моей христианской вере», — ответил царю блаженный.
В 782 году вернулся в Тбилиси и проповедовал там христианство арабам, за что подвергся преследованию арабских властителей. Три года жил Або в Тбилиси и проповедовал христианство среди своих сородичей. Многие прислушивались к его проповедям, но те, кому ненавистно было имя Христа, донесли на него.
Блаженного Або арестовали в 785 году и заключили в темницу, но по ходатайству духовенства и Стефана Эрисмтавари (великого князя) вскоре освободили. Блаженный продолжил усердное проповедование христианства среди горожан и даже среди военных гарнизона Тбилисской крепости.
Когда в Тбилиси воссел новый эмир, вновь донесли на него. Христиане, узнав, что новый эмир собирается наказать блаженного Або, предупредили его и посоветовали спрятаться, но Або с радостью сказал: «Я готов ради Христа принять не только мучения, но и смерть!»
Слуги эмира арестовали блаженного Або и представили судье, который потребовал от святого попрать имя Христа и возвратиться в лоно родной мусульманской веры. Разными посулами и уговорами он всячески старался склонить Або в свою сторону, но святой был непоколебим. По приказу разгневанного эмира, блаженного заковали в кандалы и заключили в темницу. Злоключения, которые претерпел Або во имя Христа, ещё большей любовью и верой преисполнили его сердце, и он с большим усердием молился и проповедовал среди заключенных христианскую веру. Он попросил друзей-христиан продать его дорогостоящую одежду и на вырученные деньги купить свечи, ладан и пожертвовать городским церквам.
Святому Або свыше было извещено о дне предстоящих мучений. Накануне он коленопреклонно совершил всенощную молитву. А утром, в день предстоящих мучений, омылся, помазался елеем, причастился и, как к празднику, подготовился к мучениям. "Не надо плакать и горевать обо мне, а наоборот, радуйтесь, ибо я иду к Господу моему.
Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу судьи отсечь ему голову, в день Крещения Господня был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников.
«Проведите меня с молитвами и мир Господень защитит вас», — ободрял он горевавших о его участи христиан. Когда святого Або вывели на казнь, по приказу эмира в последний раз попытались склонить его к отступлению от христианства, но он крестообразно сложил руки на груди и с радостью преклонил голову под меч.
Палач три раза со свистом взмахивал мечом, но, слегка коснувшись шеи блаженного, отводил руку, надеясь под смертельным страхом сломить его стойкость и добиться отречения от Христа, но святой Або, творя усердную молитву, по-прежнему был непреклонен. Наконец убедившись, что все старания и ухищрения тщетны, палачу был подан знак, и он отрубил голову святому Або.
Во избежание возможных слухов о воскресении мученика и поклонения его честным останкам, тело св. Або было решено сжечь. Мощи святого, вместе с одеждой и землёй, пропитанной его святой кровью, ночью сложили в мешок, вынесли за город, на кладбище, и сожгли; золу же и пепел от кострища сложили в овечью торбу и сбросили с моста в реку Куру.
Опечаленным христианам, не знавшим места, откуда именно сбросили останки святого, вечером был подан знак свыше: возле метехской скалы, у моста, сияющая звезда повисла над рекой, ярким светом отражаясь в воде, они брали землю с этого места, целовали ее, и многие исцелялись от болезней.
Свидетель деятельности Або, Иоанэ Сабанидзе, написал его деяния и мученичество, по благословению католикоса Картли Самуила VII; это сочинение — одно из древнейших источников по истории Грузии и литературный памятник, написанный под влиянием проповеди Василия Великого о 40 севастийских мучениках, Ареопагитик, а также ранних грузинских житий. Сочинение входило в состав различных сборников житий и неоднократно перерабатывалось. На месте сожжения тела Або, на берегу Куры, в XIII веке поставлен знаменитый Метехский храм.
Имя Або Тбилисского носит улица в Тбилиси.