Блаженный император-мученик Константин XI Палеолог
Июнь 10th 2011 -
Память 29 мая/11 июня (она отмечена в некоторых древнерусских святцах).
Последний император Византийской империи Константин XI. Сын императора Мануила II.
В 1430 г. сумел отвоевать у крестоносцев княжество Ахайя, в 1444 г. освободил Румелию и Фессалию; местные греки, восторженно приветствуя победителя, прозвали его «Дракос» — «Дракон». Это были последние победы Византии.
В 1442 г. Константин оборонял от турок остров Лимнос, тут он потерял жену Екатерину.
6 января 1449 г. был возведен на престол, наследовав своему брату.
12 декабря 1452 г. в Константинополе был торжественно провозглашен союз («уния») Православной и Католической Церквей. Народ бунтовал, считая это воссоединение изменой «вере отцов», католики же не пришли на помощь гибнущему городу. В России считали, что Константинополь пал, потому что Константин изменил православию: он заключил с Католической Церковью союз («унию»). Впрочем, в искренность этого союза враги католиков тоже не желали верить и подчеркивали, что Константин просто хотел военной помощи от Запада. Правда, никакой помощи он не получил, да Запад никогда этой помощи и не обещал, и император отлично знал, что помощи ждать не приходится.
В понедельник 28 мая жители Константинополя поняли, что скоро штурм: в турецком лагере было непривычно тихо. Султан приказал солдатам отдохнуть перед решающим боем. Константин возглавил крестный ход, в котором вместе шли греки и итальянцы, православные и католики, забыв о религиозных распрях. В соборе святой Софии тысячи людей собирались без различия конфессии. Православное духовенство, которое клялось, не переступить порог собора, пока он осквернен католическим ядом, пришли к алтарю, чтобы вместе с католиками совершать литургию. Здесь был и митрополит Русской Церкви Исидор, которого русские власти отвергли как католика.
28 мая с наступлением вечера султан начал общий штурм и не давал ромеям покоя всю ночь. Сам Константин отражал натиск за упавшими стенами близ ворот святого Романа (Дука: 39). Но турки проникли в город в другом месте — через Керкопорту — маленькую калитку в стене, которую оставили открытой после одной из вылазок (Дашков: «Константин Драгаш»). Поднявшись наконец на стену, они рассеяли защитников и, покинув внешние укрепления, через ворота внутренней стены ворвались в город (Сфрандизи: 3; 5). После этого войско, окружавшее императора, обратилось в бегство. Константин был покинут всеми. Один из турок ударил его мечом по лицу и ранил, а другой нанес сзади смертельный удар. Турки не узнали императора и, умертвив его, оставили лежать как простого воина (Дука: 39). Уже после того, как к вечеру последние защитники сложили оружие, тело императора нашли под грудой трупов по царским сапогам. Султан приказал выставить голову Константина на ипподроме, а тело похоронить с царскими почестями (Сфрандизи: 3; 9). Это был последний император ромеев. С его смертью империя перестала существовать.
Еп. Лесбоса Леонардо в письме Папе 19 августа 1453 г. цитировал последнюю речь императора, которую историк Гиббон назвал «эпитафией Римской империи»: «От животных могут убежать животные, но вы люди … враг нарушил мир неправедно, попрал клятву и договор».
В середине XIX века греки, боровшиеся за освобождение от турок, сочинили легенду о том, что Константин не погиб, а спит и появится для решительного боя с турками. Греция была освобождена, причем в 1913 году ее королем стал Константин, потомок Палеологов. Однако, попытка греков в 1922 году отвоевать Константинополь, провалилась, а Константин «Двенадцатый» был вынужден отречься еще до этой катастрофы.
В современной Греции о завоевании Константинополя не мечтают, но великомученика в Константине видят.
Ист.: Donald M. Nichols. The Immortal Emperor. Cambridge University Press, 1992.
Почитается святым как православными греками (обычно ненавидящими католичество), так и теми православными, которые находятся в юрисдикции Рима. Но когда в конце XX века греко-католики поставили Константину памятник в Афинах, православные в конце концов добились того, что монумент передвинули подальше от входа в православный собор. Формальной канонизации, видимо, не было, но служба (на греческом) и иконы существуют в греко-католических общинах.