Блаженный Диадох Фотикийский, епископ Фотики древнего Эпира

Сентябрь 12th 2012 -

Блаженный Диадох Фотикийский, епископ Фотики Древнего Эпира

Память: 31 августа/ 13 сентября.

Достоверных сведений о житии блаженного Диадоха сохранилось немного. Святитель Константинопольской Церкви Фотий (IX век) в своем труде «Библиотека» неоднократно именует его «епископом Фотики в Древнем Эпире» [1, с. 6, 8, 10...].
Родился блаженный Диадох около 400 года.

Блаженный Диадох — учитель правой веры и добродетели, живой свидетель употребления в V веке Иисусовой молитвы — почитается на христианском Востоке как один из духовных его авторитетов. Известен он также и на Западе, так как оказал влияние и на западную традицию — от Цезария, архиепископа Арльского († 542), до Игнатия Лойолы († 1556) и Терезы Авильской († 1582).

Во время монофизитских споров встал без колебаний на стороне участников IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.). А вскоре после Собора вместе с другими епископами Древнего Эпира подписал послание к императору Льву, в котором подчеркивается достоинство «халкидонитов» и порицается, критикуется монофизитство. Боролся блаженный Диадох и с мессалианами (о них см. ниже, в разделе № 7 «Обличение евхитов»). В конце шестидесятых или начале семидесятых годов V века во время нашествия на Эпир вандалов Блаженный Диадох был пленен и отвезен в Карфаген.

Кончину блаженного Диадоха относят к середине восьмидесятых годов V века.

В славянской рукописи — Хлудовском прологе 1370 г. — под 31 августа записана память мученика Диадоха. Под тем же числом находится его имя и в Четьих-Минеях всероссийского святителя Макария, причем пояснено: «Святый мученик Диадох мечем скончался» [1, с. 15].

«Дай мне, Спаситель, молитвами Диадоха расположение души в веселии о Тебе говорить и делать надлежащее угодное Тебе». Авва Нил [1, с. 14]

К сожалению, в русской патрологической науке уделялось ему слишком мало внимания. Из обстоятельных трудов, посвященных изучению его творений, можно назвать только два: появившееся в самом начале текущего века (в 1903 г.) исследование профессора Киевской Духовной академии Константина Попова «Блаженный Диадох (V век), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Том 1. Творения Блаженного Диадоха» и защищенная в Московской Духовной академии в 1992 г. кандидатская диссертация иеромонаха Марка (Головкова) «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды». Профессор К. Попов готовился представить и исследование богословия блаженного Диадоха, но осуществить свой план ему не удалось.

Творения
В переводе на русский язык имеется пять творений, принадлежащих или усваиваемых блаженному Диадоху. Это:
•  Слово аскетическое (сто глав).
•  Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.
•  Слово против ариан.
•  Видение святого Диадоха.
•  Катехизис.

Первые два творения Фотикийского святителя считаются подлинными, а в отношении трех последних высказываются сомнения. Особенно сомневаются в принадлежности блаженному Диадоху Катехизиса, так как значительная часть манускриптов называют автором его преподобного Симеона Нового Богослова. Впрочем, тематика и ее развитие во всех пяти творениях свойственны аскетическим взглядам блаженного.
Самым значительным по содержанию и самым большим по объему является «Слово аскетическое». Оно сохранилось в многочисленных древних греческих рукописях и помещалось иногда наряду с некоторыми книгами Свящ. Писания. В разных списках оно имеет и иные названия: «Сто аскетических глав», «Главы практические о знании и духовном различении», «Сто глав»... Содержание слова отвечает его названию. На первое место как «непрестанная похвала похвал» ставится страх Божий, а «полнотой закона совершенства» почитается любовь. Новейшие переводы Слова принадлежат преподобному Паисию (Величковскому) и святителю Феофану Затворнику в III томе «Добротолюбия».

Профессор Киевской духовной академии К. Попов посвятил блаженному Диадоху и его сочинениям докторскую диссертацию (1903), в первом томе которой напечатал греческий текст трех его сочинений («Слово аскетическое», «Слово на Вознесение Господне» и «Против ариан») с примечаниями и переводом, во многом отличающимся от прежних.

Комментарии закрыты.