Святой Ричард, Уэссекский
Февраль 19th 2013 -
Память 7/20 февраля
Согласно церковному преданию, святой Ричард был королём Уэссекса в первые годы VIII века. Он традиционно рассматривается как шурин Винфрида, который в 719 году получает благословение папы римского Григория II, принимает имя Бонифаций и в дальнейшем, занимаясь миссионерской деятельностью, становится известен как Апостол всех немцев. Согласно преданию, святой Ричард ещё при жизни был лишён имущественных прав. Его жена, также оставшаяся в истории без имени, в Позднем Средневековье стала почитаться как святая Вуна.
Англо-саксонцев, пожалуй, более, чем любой народ, отличаются королевским покровительством, дарованным Христианской Церкви, и тем, как короли и королевские семьи трудились по распространению Евангелия в своих собственных землях и за границей.
В житиях братьев Виллибальда и Вунибальда об их отце имеются короткие сведения. Но они имеют достоверную историческую значимость, поскольку были записаны монахиней Хугебурк в монастыре Хайденхайм со слов святого Виллибальда при его жизни. Датой записи жития считается 23 июня 778 года. Без упоминания имени отца святых сообщается, что он владел поместьем в южно-английском королевстве Уэссекс.
Святой Ричард и его семья являют тому выдающиеся примеры. Сам Ричард, один из королей или принцев Уэссекса, был связан с королевским домом Кента и женился на Винне (Winna), которая была непосредственно из рода Сердика (Cerdic) и приходилась тётей Святому Бонифатию.
Ричард был воспитан как Христианин, и его вера была истинна и крепка. Когда его старшему сыну Виллибальду было три года, ребенок сильно заболел, и казалось, что не было никакой надежды на его выздоровление. Его Отец обернул его в одеяло и, взвалив на лошадь, выехал среди ночи к придорожному распятию на перекрестке близ деревни, где они жили. Историк сообщает нам об этом так:
«Святой Ричард своими молитвами обрёл выздоровление своего маленького сына Виллибальда, коего он положил у подножия большого распятия, установленного в общественном месте в Англии, когда жизнь ребенка была в опасности от смертельной болезни». Ричард поместил ребенка у подножия креста и встал на колени с молитвенной просьбой о жизни своего сына.
Виллибальд оправился, и двумя годами позже для обучения он был поручен попечению Эгбальда (Egbald), игумена Уархамского (Warham), что около Уинчестера.
Когда Виллибальд возмужал, он возвратился к своему семейству с желанием распространять веру за границей и убедил своих отца и брата отправиться с ним в паломничество в Рим и на Святую Землю.
У Ричарда от второго брака была дочь Вальбурга. В ту пору она поступила в женский монастырь в Уимборне (Wimborne), под окормление игуменьи Тетты.
В 720 году Ричард отказался от своего королевского состояния, он вместе с двумя своими сыновьями поднял парус в Хамблхавене, что около Саутгемптона. Они неторопливо продвигались через Францию, проводя время в различных христианских центрах, включая Руан, и представляется достоверным, что через некоторое время после начала поездки Ричард принял монашеский постриг.
В житии святого Виллибальда сказано: «Потом они прибывали в город, именовавшийся Лукка. Виллибальд и Вунибальд паломничали вместе с отцом. Там на него снизошла неожиданная физическая слабость, так что по истечении некоторого времени ожидалась кончина. Болезнь возрастала, усталые члены его тела охладели и он выдохнул в последний раз. Безотлагательно его верные сыновья взяли бездыханное тело и с почтительной любовью, тщательно закутав его, погребли. Это произошло в городе Лукке, коим покровителем является святого Фридиан. Там упокоилось тело их отца.»
Его сыновья похоронили его в церкви Святого Фредиано и затем продолжили свой путь. Позже они присоединились к своим дяде, Святому Бонифатию, и сестре, Святой Вальбурге, в их делании по обращению Немцев.
Их отца, Святого Ричарда, все еще почитают в Лукке. Известное описание паломничества, во время которого он умер, было написано двоюродным братом его сына, монахом Хугеберком, оно называется «Ходоэпорикон» («Hodoeporicon») (Gould).
Святого Короля Ричарда изображают как королевского паломника (в отороченном горностаем плаще) с двумя сыновьями — епископом и игуменом. Его корона может возлежать на книге. Его почитают в Хайденхайме и Лукке (Roeder).
Более чем 400 лет спустя, в 1160 году, было написано сообщение аббата Хайденхаймского монастыря Адальберта о монастырской реформе, в котором также говорится об отце святых Виллибальда, Вунибальда и Вальбурги. Настоятель монастыря сообщает о делегации епархии Айхштетта, посетившей в 1150 году итальянскую Лукку с целью изыскания мощей отца покровителей епархии. В составе делегации присутствовал Ильзунг, — каноник штифта Хайденхайм. Жители Лукки, желая помочь церковной делегации, показали гостям надгробную плиту похороненного в церкви Лукки паломника, на которой была только дата смерти и имя «Ричард». Дата совпала с годом смерти отца Виллибальда и Вунибальда. Жители рассказали, что до этого времени они почти не обращали внимания на старую плиту. Стало ясно, что это и есть могила отца святых Уэссекских. По благословению папы римского мощи были изъяты из могильного захоронения и переложены в новый алтарный престол. По тем временам это событие считалось официальной канонизацией святого. Перенос мощей состоялся 7 февраля, поэтому этот день стал официальным днём памяти святого Ричарда Уэссекского.
После оплаты значительной суммы, часть мощей святого Ричарда была перенесена в Айхштет. С того времени 7 февраля стало праздноваться в епархии Айхштета. Вероятно, что частицу мощей святого осталась в распоряжении каноника Ильзунга, поскольку в дни празднования святого Вунибальда и к Рождеству он торжественно привозил эту частицу в Хайденхайм. В этом есть значительная доля исторической правды, поскольку в документе 1180 года Ильзунг упоминается как священник церкви св. Ричарда в Оттинге, — единственной церкви епархии, освящённой в честь святого Ричарда.
Из жития св. Виллибальда от епископа Филиппа Ратзамхаузенского
Примерно в 1308—1309 годах епископом Айхштетта Филиппом Ратзамхаузенским (1305—1322) было написано ещё одно житие святого Виллибальда, в котором уже окончательно «неизвестный отец» святых Виллибальда, Вунибальда и Вальбурги называется «Ричардом Паломником» и, более того, — он обретает титулы «короля Англии» и «герцога Швабии». Это впоследствии привело к тому, что герб английских королей из дома Гатине-Анжу, на котором изображены три шагающих леопарда (или льва) на красном фоне стал официальным гербом самого святого Ричарда, его детей, а также монастыря Хайденхайм, монастыря св. Вальбурги в Айхштетте и местного соборного капитула. Филлип фон Ратзамхаузенский описывает в житии также несколько чудес, которые произошли у захоронения св. Ричарда в Лукке.