Святой благоверный князь Андрей Смоленский (Переяславский)
Ноябрь 8th 2010 -
Память: 27 октября/ 9 ноября; в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых
Точных сведений о св. Андрее, о его происхождении, времени жизни и подвигах не сохранилось. Святой благоверный князь Андрей происходил от потомков князя Ростислава Мстиславича, а отечество и княжение своё имел во граде Смоленске: год же его рождения и время княжения его неизвестны; но кончину его относят к 1390 году. Отцом его называют князя Феодора слепого Фоминского, современника великому князю Симеону Гордому.
Смоленское княжество при умножении князей Смоленских (коих в одно и то же время бывало до 17-ти) раздроблено было на мелкие части; поэтому при дележе достояний происходили ссоры между родичами. Зависть и крамолы против Андрея его родичей-князей, столь обычные на Руси в древнее время, не заставили князя защищать свои права и власть также крамолой; он не поднял и открытой борьбы — не взялся за оружие, что так часто бывало в подобных случаях. Прискорбно было блаженному князю Андрею быть предметом зависти своих братьев и видеть вражду их из-за земных стяжаний. Он восхотел сохранить мир души и покой непорочной совести своей; поэтому после смерти своих родителей добровольно отказывается от княжества, раздает все своё имение, совлачается светлых княжеских одежд, облачается в рубища нищих и, в образе нищего, тайно от родных и знакомых, исходит из града Смоленска, оставляет княжество и направляет путь свой к северным странам.
Не было у него обдумано заранее места, где бы поселиться ему, чтобы в неизвестности совершать подвиги благочестия; но совершенно предался водительству Божию, творя в пути молитву: Призри на мя, Господи, и помилуй мя: стопы моя направи по словеси Твоему и да необладает мною всякое беззаконие: избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя. И тако шествуя по многим градам и странам, остановился наконец во граде Переславле-Залесском (около 1360 года) и поселился при церкви святого Николая Чудотворца у городских ворот.
Чтобы иметь возможность всегда видеть красоту церковную и поучаться в ней заповедям и оправданиям Господним, блаженный князь принял на себя пономарское служение в этом храме: строго хранил чистоту в церкви и со всякою благопокорностию служил священнику, служащему в ней. По окончании же служб церковных пребывал в непрестанных трудах и подвигах благочестия: днем он занимался ручными работами, а ночи проводил в молитве и коленопреклонениях. Во все время своего служения при церкви он соблюдал строгое молчание, безропотно перенося и голод, и жажду, и наготу, лишая себя даже необходимого в жизни. Для умерщвления своей плоти он постоянно носил на себе тяжелые железные вериги, претерпевая в то же время всякое оскорбление и нужду. И пребыл блаженный в таких строгих подвигах самоотвержения, со времени прихода его из Смоленска, 30 лет, будучи никому неизвестен, кто он такой и откуда пришёл.
Сказания не описывают подвиги святого князя-пономаря, но уж одно это разве не великий подвиг — оставить княжение, семью, родной город и сделаться пономарем при бедной церкви чужого города? Когда святой Андрей преставился (около 1390 года), на его теле нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства, тяжелые железные вериги — знак его подвижничества, а также малую хартию, на которой рукою почившего было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое и дом и прочее».
Бедного пономаря похоронили при Никольской церкви, при которой он проходил свое скромное служение, причем его тело обернули берестой.
Много лет прошло с тех пор, но жители Переяславля помнили о подвижнике-пономаре. Скоро после кончины начали почитать его святым и праздновать память в день преставления — 27 октября; написали его образ; составили службу — особые стихиры и канон. Но потом, около половины XVI столетия, празднование памяти святого Андрея почему-то прекратилось и о подвижнике стали забывать. В то время в Переяславле-3алесском подвизался преподобный Даниил († 1540, память 7 апреля, учитель прп. Герасима Болдинского), уроженец этого города, который, вероятно, хорошо знал устные предания о святом Андрее и посещал храм, при котором угодник служил пономарем, и его могилу, видел его образ и вериги. Преподобный решил содействовать прославлению святого князя Андрея.
В последний год жизни преподобному Даниилу случилось быть в Москве по делам своей обители. Он просил у малолетнего государя Иоанна Васильевича IV, своего крестного сына, и у митрополита Иоасафа (1539—1542) средств на постройку обветшавших церквей города Переяславля во имя Иоанна Предтечи (у западных городских ворот) и во имя святителя Николая. Затем преподобный рассказал царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи святого Андрея, князя Смоленского, и просил дозволения освидетельствовать их. Он передал те устные рассказы, которые ходили в ходили в Переяславле о святом угоднике, упомянул о том, что раннее память его в Никольской церкви праздновалась ежегодно, указывал на службу святому и его образ и горько жаловался на то, что жители Переяславля перестали вспоминать о святом угоднике Божием. «Для того возвестил я все это державе твоей, государь, — говорил преподобный, — чтобы не пришел в забвение такой святой. Боюсь, чтобы за молчание свое я не был повинен осуждению».
Государь отпустил средства из своей казны на постройку новых храмов на место обветшавших и вместе с митрополитом разрешил преподобному Даниилу и местному духовенству раскопать могилу святого Андрея и осмотреть его мощи, лежащие в земле. Когда преподобный, возвратившись в Переяславль, возвестил об этой милости, все так обрадовались, что хотели звоном собирать народ на торжество открытия мощей. Но один священник заметил: «Если Богу будет угодно явить мощи раба Своего, то без звона совершим молебствие и пойдем к могиле угодника. Тогда станет ясно, угодно ли это дело Богу и самому святому».
Так и поступили. Отпели молебен и, разобрав надгробие, раскопали могилу. Оказалось, что хотя тление и коснулось мощей святого, однако тело было цело; составы не отделились один от другого. Несмотря на то, что о торжестве не извещали нарочно, на него собралось множество народа. И когда святые мощи ископали и отгребли с них истлевшую бересту, многие недужные брали ее кусочки и получали исцеление. Освидетельствовав мощи святого князя Андрея и не вынимая их из земли, преподобный Даниил послал донесение царю и митрополиту. Из Москвы для официального освидетельствования мощей были присланы архимандрит Чудовского монастыря Иона и протопоп Успенского собора Гурий. Когда они осмотрели мощи святого угодника Божия, Иона спросил преподобного Даниила: «Зачем ты свидетельствовал сии мощи? Кто повелел тебе это?»
Преподобный был сильно огорчен укоризненными словами Ионы. Он заплакал и говорил, что поступил не самовольно, а с дозволения царя и митрополита, которые приказали ему освидетельствовать мощи святого Андрея; указал на его образ; сослался на службу святому. Наконец он представил трех человек, которые получили исцеление от недугов при открытии мощей.
По требованию архимандрита Ионы и протоиерея Гурия призваны были исцелившиеся, которые вслух всех поведали о себе и о бывших над ними исцелениях так:
Приставник над царскими селами Иван Окляча объявил, что он много лет страдал головною болью, столь сильною, что не мог кланяться; но как только прикоснулся к святым мощам, тотчас же перестала боль, и теперь он совершенно здоров.
Женщина из Переславля сказала о себе: Три года болело у меня горло так, что не могла говорить и ждала постоянно смерти себе. Когда же обретены были сии святые мощи, я пришла поклониться им, и нашедши несколько крупиц от бересты, которою обернуты были святые мощи, потерла ими своё больное горло, и внезапно перестала боль, и я стала говорить: это могут засвидетельствовать мой муж и соседи мои. И они свидетельствовали, что все то правда.
Другая женщина объявила: Много лет была я слепая и не могла видеть. На обретение сих святых мощей привели меня мои родственники и дали мне несколько крупиц от святых мощей. Ими я потерла свои глаза и лицо — и стала видеть.
После сих неопровержимых свидетельств о нетлении и чудотворении мощей благоверного князя, святые мощи его положили в новый гроб, обвили их плащаницею и совершили службу. Храм святителя Николая с того времени стали называть ещё храмом святого князя Андрея Переславского чудотворца. Это было в 1540 году, в год кончины преподобного Даниила.
Но ни доводы преподобного Даниила, ни засвидетельствованные чудеса святого князя Андрея не убедили Иону и Гурия. Иона обратился к преподобному с такими словами: «Преосвященный митрополит ничего не сказал мне о святых мощах и не дал никакого приказания».
Это значило, что митрополит Иоасаф оставил дело на решение самих Ионы и Гурия, а они считали недостаточно ясными свидетельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божия церковным празднованием.
Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им следователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнуть скорби: митрополит скоро будет свержен с престола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию — лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от старости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное. Однако пророчество преподобного Данииила точно сбылось.
Заботы подвижника о прославлении святого князя Андрея не пропали напрасно. С того времени воспоминание о святом князе снова ожило в Переяславле-Залесском и память его начали праздновать местно. Указом Святейшего Синода 1749 года местное празднование благоверному князю Андрею было утверждено; указом предписывалось: на всех службах в церквях города Переяславля поминать святого князя Андрея рядом с именами других угодников Переяславских.
Чудеса при его гробе продолжили совершаться. Так, во время одного пожара деревянная церковь святителя Николая сгорела дотла, но гроб святого князя, его образ, стоявший над гробом, пелена и икона Богоматери на гробе остались целы и невредимы.
В настоящее время святые мощи благоверного князя Андрея почивают под спудом в церкви святителя Николая.
Тропарь, глас 8
Блаженство евангельское возлюбив, богомудре княже Андрее, чистоту сердца девством почтил еси, и суету мира сего презрев, устремился еси зрети Бога, Иже тя прослави чудесы, во врачевании различне страждущих. Сего ради молим тя, проси нам у Христа Господа всяких скорбей избавления и получения Царства Небеснаго.
Ин тропарь, глас 2
Град твой Смоленск яко чуждь имея, водворился еси во град Переяславль, и в дому святителя Николая жестоким житием временную жизнь совершив, востекл еси в горняя предстояти Христу, Егоже моли о творящих память твою, да вси вопием ти: радуйся, святе княже Андрее, Ангелом собеседниче и человеком помощниче.
Ин тропарь, глас 4
Возвысився на добродетель и, очистив ум свой, к желанию прекрасному достигл еси, безстрастием украсився своим пощением изрядно, в молитвах безплотно вознесеся и возсия в мире, яко солнце, во граде Переяславле, отче преблаженне, святе княже Андрее Смоленский, моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 6
Насажден во дворех Господних, своими преподобными детельми в дому святаго чудотворца Николая красно процвел еси, мира красоту и славу сего света ни во что вменив, Единаго Христа возлюбил еси; слез твоим течением напаяем, уязвился еси желанием будущих даров. Темже зовем ти: радуйся, святе княже Андрее Смоленский, граду Переяславлю похвало и всей Российстей земли великое утверждение.