Апостол Прохор, от 70
Август 9th 2012 -
Монастырь Св.Екатерины на Синае
Память 4/17 января в числе 70 апостолов, 28 июля/ 10 августа в числе 4 апостолов-диаконов.
Прохор — апостол от семидесяти, один из семи диаконов, выбранных апостолами:
О св. Прохоре достоверно только то, что он вместе с Стефаном, Филиппом, Никанором, Тимофеем, Парменом и Николаем Антиохийцем, был выбран для службы при трапезах и для ежедневного раздаяния пищи братиям первых христианских общин в церкви Иepyсалимской и св. апостолами был поставлен в Диакона (Деян. VI, 1—6).
В эти дни, когда умножились ученики, произошёл у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу… и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников. Деян. 6:1-5
Церковное предание сообщает, что Прохор был спутником апостола Петра и впоследствии был епископом Никомедии и пострадал за Христа в Антиохии. Об этом же говорится в церковной службе апостолу Прохору: «Никомидии был еси, Прохоре преблаженне, изряден учитель, и божественный первопрестольник».
Церковное предание сообщает о св. Прохоре немного сведений, из которых можно заключить, что два было лица с именем Прохор. Один из них считается спутником ап. Петра и впоследствии был епископом Никомидии (Migne, Diction, de la Bible, t. III. 1269 p.) и пострадал за Христа в Антиохи 9 августа. Этот Прохор может быть признан за одно лицо с Прохором диаконом, упоминаемым в 6 главе Апостольских Деяний.
Другой Прохор — позднейший по времени, был ученик и спутник св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Он пережил своего учителя, который скончался в начале II века.
Этот Прохор считается составителем сказания о жизни и чудесах св. Иоанна Богослова, от Успения Пресв. Богородицы и до кончины его; (помещается оно в Четьи-Минее св. Димитрия Ростовского под 26 числом сентября).
Сказание это переполнено вымыслами о необычайных чудесах, недостойных такого св. мужа, как Прохор, и, вероятно, составлено либо, подобно сказанию пресвитера Левкия, с целью прославить св. ап. ев. Иоанна Богослова.
Этот Прохор изображается на древних иконах писцом (переписчиком евангелия его и представляется юношею. В Четьи-Минее в сказании о св. ап. ев. Иоанне Богослове рассказывается, что Прохор, по погребении Пресв. Девы, сделался постоянным спутником евангелиста, вместе с ним путешествовал по разным городам (от Ефеса до Рима); по повелению Императора оба (Св. Иоанн и Прохор) сосланы были на о. Патмос; пред освобождением из заточения при Императоре Нерве (96—98 г.) жители Патмоса убедили св. ап. Иоанна Богослова написать Евангелие. По трехдневном посте и молитве на горе (в трех поприщах от города) св. Иоанн воздвиг с земли упавшего от страшного грома и молнии Прохора и приказал ему писать все, что услышит от него. И возведши очи на небо, св. Иоанн возгласил: В начале бе Слово., и прочее. Прохор, со вниманием слушая глаголы ап. Иоанна Богослова, написал Евангелие.
Прохор, по повелению св. ап. евангелиста Иоанна, написал список с Евангелия, каковый и вручен был жителям Патмоса.
Св. Иоанн Богослов с Прохором возвратился в Ефес, где в глубокой старости скончался.
По кончине св. евангелиста, Прохор, согласно завещанию своего учителя, отправился в Иерусалим и там жил до своей смерти.
В службе св. Прохору 8 июля нет никаких указаний, чтобы он был учеником св. Евангелиста Иоанна и писателем его Евангелия; но этот св. апостол называется диаконом (кондак по 6 песни), учеником ап. Петра (3 стих, 8 песнь канона 8 шля), епископом Никомидии («Никомидии был еси, Прохоре преблаженне, изряден учитель, и божественный первопрестольник» (2-й стих 4-й песни