Открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню
Март 19th 2016 -
Геронда Иосиф Ватопедский (†2009)
«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».
Каждый из нас призван найти в своей жизни то обстоятельство, которое является причиной нашей личной катастрофы, препятствует возвращению к нашему состоянию до грехопадения, мешает нам «иметь с избытком». Чтобы обнаружить это обстоятельство, не нужны долгие размышления. Очевидно, что главным препятствием, мешающим нам стать причастниками вечного блаженства, является грех. Именно из-за греха человек – высшее творение Бога – изменился и поддался тлению, и, стеная, пребывает в ожидании, когда ему представится возможность вернуться к своему первоначальному состоянию.
Читая страстные Евангелия, мы видим, что по причине нашей собственной греховности, «сияние славы Отца», «красный добротою паче всех человек», Тот, кто, по словам Аввы Исаака, затмевает Херувимов и Серафимов, образ Отца, который не может быть описан тварными человеческими словами, не имел «вида, который привлекал бы нас к Нему», как говорит пророк Исаия. Наш тварный разум не может вместить и осознать, как Бог Слово по своему собственному произволению пришел к нам и своими пречистыми страстями очистил наши грехи, вернул нас к тому состоянию, которое мы по своей греховности оставили. Если бы мы не грешили, Бог не стал бы подвергать себя такому великому унижению. Мы видим, как наша порочность стала причиной того, что «сияние славы Отца» соприкоснулось с человеческим бесчестием и несчастьем. Я полагаю, уже этого обстоятельства достаточно, чтобы людские сердца и души услышали неумолкающий глас Божий, дающий им возможность вновь возродить в себе страх Божий и святое дерзновение. Если мы непрестанно будем размышлять о том, что Бог Слово подверг себя такому унижению только из-за нашей беспомощности, что лишь наше небрежение стало основанием для его уничижения, только тогда в нашей душе зародится страх Божий. Правильно действующий страх Божий, подчиняющийся Господней воле, постепенно перестает быть страхом и превращается в дерзновение. И тогда мы начинаем все больше вникать в суть Божественной любви, которая стала причиной добровольного уничижения Бога Слова, и наше сердце, уже не смущаемое разумом, загорается этой Божественной любовью. Мы видим, что «прежде Он возлюбил нас», что именно эта любовь заставила Его достигнуть глубины смирения и уничижения, чтобы образумить человека, сознательно павшего и безо всякой причины предавшего Божественную любовь. Эта любовь имела такую силу, что «вынудила» Господа облечься в бесчестную человеческую природу и доказать на деле любовь к своему творению.
И если благодатью Божией мы осознаем это, то придем к тому, что ничто не сможет помешать нашему рвению не только вернуться к своей прежней природе, но и полностью принять все святые заветы. Как известно, в человеческой жизни большую роль играет, если выражаться научным языком, закон влияния. Отцы Церкви призывают нас помнить о наших возможных исходах – несчастливом (кара, адские муки) и счастливом (Божественная любовь). Если мы будем держать в памяти оба этих исхода, они начнут оказывать на нас большое влияние. Когда мы встречаем человека, наделенного незаурядными способностями – будь это образ мыслей или жизненная позиция – такие способности вызывают наше восхищение. И постепенно этот положительный пример будет воздействовать на нас, и мы заметим, что начинаем находить в нашем образе мыслей те черты, которыми мы восхищались. Приведенный пример находится в рамках естественных законов. Существенно то, что примером для подражания должен стать для человека сам Господь Иисус Христос и Его заветы. Необходим огромный труд, чтобы, как сказал апостол Павел, «открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаться в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».
Будучи причастными Божественной любви и с помощью дарованного нам Откровения, мы можем «открытым лицем» взирать на Него, конечно, не с тем, чтобы разглядеть черты Его лица, унаследованные от Девы Марии, но чтобы увидеть всю Его жизнь. Именно для того Он пришел к нам и был среди нас, чтобы подать нам пример. При этом Он не отдавал приказы, как господин своим рабам, но воспринял нашу собственную природу и стал человеком. По словам святого Максима Исповедника, облекшись в нашу природу, Он даровал ей равновесие, дабы она не тяготела к присущей ей изменчивости, а вернулась к своей первоначальной простоте, стремилась действовать по Его «образу и подобию». Поэтому апостол Павел говорит об «открытом лице», имея в виду искренность, с которой мы должны следовать жизни нашего Иисуса Христа. Василий Великий писал, что, стоит нам присмотреться, и мы увидим, как с детских лет до достижения зрелого возраста Он обнаруживал полное повиновение всем физическим законам. Тогда и мы, с доверием смотря на Его жизнь, «преобразимся в тот же образ». Это и есть действие вышеприведенного закона влияния.
Посмотрим на простой пример. Нашелся повод – и в нашей душе разгорелась одна из присущих человеку страстей, например гнев. К сожалению, крайне сложно противостоять давлению какой-либо страсти, если она свойственна нашей природе. Но если в этот момент, мы представим себе «славу Отца», кротость и безмятежность Его лица, тогда и наш внутренний гнев будет обуздан. Как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, предатель Иуда сказал сопровождавшим его людям: «Кого я поцелую, Он и есть, возьмите Его». Он подходит, притворно обнимает Его и говорит: «Радуйся, Равви». Иисус при этом не теряет безмятежности, лишь спрашивает: «Поцелуем ли предашь Сына человеческого?». То есть, таким образом, ты, Иуда, притворно целуя, предашь меня? Он не проявляет гнева. Посмотрим, что было дальше. Петр вынимает нож и отсекает ухо одному из архиерейских рабов. Однако в святой душе Иисуса и теперь не возникает ни гнева, ни жажды мщения. Он наклоняется, берет ухо и восстанавливает его на прежнее место. И даже в тот час, когда он был связан и не мог пошевелиться, он лишь молился за тех, кто подвергал его пыткам. И если в момент, когда нас захлестывает гнев, в нашем сознании возникнет образ Иисуса, в тот же час закон влияния нас обуздает и обезоружит. Мы вздохнем, возьмем себя в руки и скажем: «Я не буду злиться, а последую заповеди Иисуса о любви к ближнему».
И если мы привыкнем так поступать, если мы будем на протяжении всей жизни следовать этому правилу и «открытым лицем» взирать на славу Иисуса Христа, на Его пример, мы, в конце концов, «преобразимся в тот же образ, от славы в славу», иными словами, примем его форму поведения. Из грешников, подверженных страстям, мы станем кроткими и смиренными, как Господь наш Иисус Христос. Обратимся от гневливости к кротости, от жажды мщения к незлобивости, от ненависти и убийства к любви, от эгоизма к смирению, от корыстолюбия к умеренности; станем вести скромный образ жизни, где любовь «не превозносится и не гордится», и так достигнем духовной зрелости.
Это один из способов, который может помочь нам получить спасение. Конечно, любое противостояние страстям сопряжено с трудом, так как до сего дня мы привыкли подчиняться им в любых противоречивых ситуациях. Необходима попытка, некое упорство, чтобы разрушить эту стену. А вместе с исчезновением страстей противоречивые ситуации перестанут оказывать на нас такое влияние. Однако речь не идет о каком-то непосильном труде. Достаточно, чтобы эта ежедневная борьба со своими страстями стала полезной привычкой. Хотя бы к этому я хочу вас подтолкнуть, особенно сейчас, когда начинается Великий Пост. Мы должны помнить, что Христос после принятия Крещения ушел в пустыню и постился сорок дней и сорок ночей. Как человек Он упражнялся в молитве, нестяжательстве и воздержанности. Это идеальный пример для тех, кто хочет вести праведную монашескую жизнь. Этому следовали и святые отцы Церкви. Может, это будет дерзновенно сказать, но Иисус Христос показал пример, в первую очередь того, какой должна быть наша индивидуальная жизнь, нежели общественная (социальная). Но оставим это на суд ученых богословов.
Призовем благодать и любовь Господа нашего Иисуса Христа. Да покажет Он нам должный пример и преобразит нас «от славы в славу, как от Господня Духа». Аминь.
Источник: Старец Иосиф Ватопедский, “Афонские послания”, издание монастыря Ватопед, Святой Афон, 1999 г.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».
Метки: Великий Пост, Иосиф Ватопедский