Христианская философия брака
Июль 17th 2016 -
Примечание
- «Здесь, — говорит Златоуст, — употреблены грубые речения, приспособительно к немощи человеческой» (Mg. 53, 121).
- А между тем Златоуст говорит, что в повествовании о творении каждое слово имеет глубокое значение. Гом. на Быт. 10, 4; Mg. 53, 81. Рус. пер., 4, 77.
- Недалеко от ремесленников по составлению священных историй ушли и творцы мнимонаучной гипотезы «иеговиста» и «элогимиста», стремясь в ней найти разрешение своего непонимания библейского текста. Впервые эта гипотеза была высказана Аструком в 1753 году.
- Считая, что слова «плодитесь и размножайтесь» являются устанавливающей брак заповедью, основатели протестантства не останавливались и перед выводами, отсюда вытекающими, рекомендуя даже одновременную полигамию. «Нечего попусту совеститься, — писал Карлштадт Лютеру. — Будем двоеженцами и троеженцами, будем иметь столько жен, сколько можем прокормить». «Плодитесь и размножайтесь»: не так ли, Лютер? Пусть же исполнится заповедь неба. И сам Лютер советует жене бесплодного мужа сойтись с его родственником или посторонним человеком, а мужу слишком воздержанной жены сойтись со служанкой или другой женщиной. Филиппу Гессенскому он дозволил одновременную бигамию (См. издание сочинений Лютера, \\eimar, 1883, 6, 558, 33 (De captivitate Babylonica). Ср.: 10, 2, 279, 290, 291 (Sermo de matrimonio).
- В толковании на Мф. 14, 16. Mg. 13, 1229.
- Например, французский 1834 г.: «male et femelle», английский официальный: «male and female», греческий: «apoev кои GfiA/u».
- Строматы 3, 14. Mg. 8, 1205.
- Строматы 3, 12. Mg. 8, 1189.
- 2, 2. Mg. 18, 49.
10. Толкование на Быт. 10, 4—5. Mg. 53, 86 и др.
11. О девстве, 15. Mg. 48, 544. Ср.: блаженный Августин. О девстве, 1, 10. Ml. 40, 401.
12. Толкование на Быт. 21, 3. Mg. 53, 178; и блаженный Августин, как бы забыв свое же учение о цели брака, пишет в одном месте, что «рождение — дело природы, а не брака» и что «рождение бывает и от блуда». О девстве 1, 10. Ml. 40, 401.
13. Наиболее подробно говорит об этом Немезий в своем труде «О природе человека». В душе человека он различает части повинующиеся и неповинующиеся разуму. К последним он относит силы питания, размножения и кровообращения. Первые две принадлежат к растительному царству, последние к животному (см. главы 22-25. Mg. 40, 692-700).
14. Иоанн Златоуст, поучение на 1 Кор. 23, 1. Mg. 61, 190. Характерный рассказ помещен в Номоканоне при Большом Требнике. Монах просил подвижника помолиться об избавлении его от блудной страсти. Молитва оказалась безуспешной, но сатана объяснил подвижнику, что он по молитве подвижника давно уже отошел от монаха, но монах «брань имать от гортаня своего; сам брань творит пияй, ядяй и спяй». Павлов, Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. С. 157.
15. The Holy Bible. Genesis and Exodus. London, 1864; P. 18; Делим (New commentary on Genesis. Edinburgh, 1888. P. 101) говорит, что жена, по Библии, должна быть отражением мужа, в котором он видел бы самого себя.
16. Толкование на Быт., кн. 1, 2. Рус. пер. М., 1886. Ч. 4. С. 13.
17. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно», — говорит Златоуст. (Беседа 12, 3 на Кол. Mg. 62, 387).
18. Такое узкое понимание, объясняемое двояким смыслом слова «плоть», встречается и в святоотеческой литературе, например Василий Великий говорит о «смешении, делающем двух одной плотью» (Книга о девстве. Mg. 30, 745—747). В католичестве же оно официально признано Церковью. «Codex juris canonici (С. 1015, параграф 1) говорит, что coniugall acto conjuges fiunt una саго» («вступающие в брачные отношения будут одной плотью»).
19. О граде Божием. Кн. 14. Главы 2 и 4. Ml. 41, 403 и 407. Рус. пер. Киев, 1882. С. 3-5, 9-10.
20. Такую мысль мы находим, например, у Апостола Варнавы (послание 6, 12), у Василия Великого (Шестоднев, 9, Mg. 29, 205), у Григория Нисского (Об устроении человека. Гл. 6), Епифания Кипрского (Ересь 33), блж. Феодорита (Вопросы на Бытие), а также у Иустина Мученика, Иринея, Илария, Фео-филакта и др.
21. Ср. у Златоуста: «говоря об обоих, Он (Бог) выражается как об одном». Беседа 20 на Еф. 5, 22—24. Mg. 62, 135.
22. «Род человеческий хорош только тогда, — говорит св. Амвросий Медиоланский, — когда к мужескому полу присоединяется женский».
23. При всяком другом толковании этого места придется допустить или мысль, что грех увеличил богоподобие человека, или приписать Богу иронию над человеком
24. Беседа 26. Гл. 2 на 1 Кор. Mg. 61, 215. Беседа на Кол. 12, 5; Mg. 62, 387.
25. Три книги к Автолику о вере Христовой. 2, 28.
26. Олимпийский, или Патарский. В дошедших до нас творениях св. Мефодия этого места нет. См. полное собрание творений св. Мефодия, пер. Е. Ловягина. Изд. 2-е. СПб., 1905. С. 287.
27. Об образе Божием, Edit. Mai, Nov. collectio 9, 612.
28. Быт. 2, 22. Ср.: 24, 40 и др. Не случайно славянский перевод употребляет слово «приведе». «Приведение» жены у древних славян было формой религиозного брака, соответствующей римской форме «confarreatio».
29. К Поликарпу, 5. Изд. Гебгардта. С. 112.
30. Строматы, 3, 10. Mg. 8. 1169. Ср.: Строматы, 3, 18; 4, 20; 7, 12.
31. Толкование на Мф. 14, 16; Mg. 13, 1229.
32. De monogam. 9; Ml. 2. Ср.: Ad uxorem 2, 9, Ml. 1.
33. Беседа на Еф. 5, 22-24; Mg. 62, 141.
34. Беседа 20, 4 на Еф. Mg. 62, 135.
35. Афинская Синтагма 5, 286—291.
36. Кормчая, изд. 1816. Гл. 43, листы 35 и 38 на обороте.
37. Горчаков. «О тайне супружества», прилож. С. 7 и 8.
38. Афинская Синтагма 2, 334: «έκ θεού νομοθετηθέντά καί εύλογηθέντα τή αύτού παρουσία γάμον». Слов «καί εύλογηθέντα» нет в древнейшей Трапезундской рукописи, и, по-видимому, слова эти включены в текст правил из толкования Зонары (Синт. 2, 335). Совершенно неправилен и тенденциозен Синодальный перевод: «Богом установленный и Им в Его пришествие благословенный брак». Правильно переводит епископ Никодим Милаш: «Богом установлени и Ньеговим присутстваньем благословени брак». (Правила са ту-мач., т.1. Нови Сад, 1895. С. 473), но он не считается с сомнительной подлинностью слов «и благословени».
39. Антоний (Храповицкий). Нравственный смысл догмата о Святой Троице.
40. Строматы, 3, 10; Mg. 1169: «то Kupimcov».
41. Беседа 20, 3 на Послание к Ефесянам, Mg. 62, 143: «ή οίκία γάρ έκκλησία έστί έστί μικρά».
42. ή κάτοικον έκκλησία — Рим. 16, 5; 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Флм. 2.
43. 2 Кор. 4. Изд. Гебгардта. С. 41- 42.
44. Пастырь, вид. 2, 4. Изд. Гебгардта, С. 134.
45. Вид. 1,1. Изд. Гебгардта, С. 129-130.
46. О воскресении плоти 6; Ml. 2, 802—803. Против Праксея, 12; Ml. 2, 168.
47. К Поликарпу 5: άγνεία… είς τιμήν τής σαρκός τού Κυρίου. Изд. Гебгардта. С. 112.
48. Строматы, 3, 10; Mg. 8, 1169.
49. Слово на Мф. 19, 1-12; Mg. 36, 292.
50. См., например, Ис. 1, 21; 49, 18; 54, 1-6; 61, 10; 62, 5; Иер. 2, 20; Иез. 16, 7; Ос. 2, 19, 31; 4, 12; 9, 1 и др.
51. Мф. 8, И; 9, 15; 22, 2-14; 25, 1-13; Лк. 12, 35-37; 14, 16-24; Еф. 5, 25, 27; Откр. 17, 1, 2, 5; 19, 7-9; 21, 2.
52. Ин. 3, 29.
53. Мф. 25, 1; Ин. 3, 29; Откр. 18, 23; 21, 2, 9; 22, 17.
54. Беседа 12 на Послание к Колоссянам. Mg. 62, 387. Ср.: Беседу на Бытие, 56; Беседу о том, каких нужно брать жен.
55. Так же, как и немецкое Kirche. Ср. Grimm, Deutsches Worterbuch; Kluge, Etym. Worterbuch, 1899, Strassb. 6 Aufl. Лаодикийский Собор в правиле 28 говорит, что κυριακόν = έκκλησία.
56. Современная догматика почти не касается вопроса о таинствах в раю, но древняя святоотеческая литература говорит о них. Помимо таинства брака в раю было и таинство причащения, вкушение от древа жизни. «Прочее служило им пищею, — пишет блаженный Августин, — а это (древо жизни) таинством» («illud sacramento», о граде Божием (13, 20, Ml. 41, 394; русский перевод. С. 309). Таинством, соответствующим таинству крещения, воссоздания человека, было и самое творение, как называет его Климент Александрийский (Строматы, 3, 14; Mg. 8, 1205).
57. Строматы 2, Mg. 1184—1185.
58. Там же, 3, 4; Mg. 8, 1096.
59. Беседа 4 на пророка Исайю 6, 1; Mg. 56, 246.
60. Эта тенденция видна в вышеприведенном переводе 13-го Трулльского правила.
61. «50-я глава Кормчей». С. 58.
62. In Ev. loh. tract. 9, 2.
63. «Обуздать холодную страсть и превратить ее в духовную — это значит превратить воду в вино», — пишет Златоуст (Беседа на Кол. 12, 6; Mg. 62, 380). «Одно из благ, чтобы Христос присутствовал на браке и превратил воду в вино, то есть все в лучшее» (Григорий Богослов, письмо 232 Диоклею. Mg. 37, 373).
64. Песнопения церковные знают и языческую церковь, хотя и называют ее «неплодящею». И это не особая Церковь, а часть единой Церкви.
65. «Сотворил Бог человека, — пишет св. Климент, — мужчиною и женщиною. Мужчина есть Христос, женщина— Церковь (1 Кор. 11, 13). «Образ Божий есть образ Христов, который был дарован человеку ранее», — пишет Тертуллиан (Против Праксея, 12; Ml. 2, 168. Ср.: О воскресении плоти. 6, Ml. 2, 802—803). Ерма выясняет, что Церковь Божия создана прежде всего и весь мир сотворен для нее (Пастырь, видение 2, 4).
66. См., например, перечень у Псевдо-Ареопагита, св. Иоанна Дамаскина, св. Феодорита Студита, св. Никифора Исповедника и др.
Св. Симеон Солунский прямо говорит, что брак (венчание) есть только обряд, а не средство к препо-данию благодати, как подразумевается таинство священства («Τελετή όνη, καί ουχί τής μεταδοτικής χάριτος; Mg. 155, 509).
67. Mg. 155, 508. В древнерусском чине венчания не было чтения Апостола и Евангелия (Голубинский. История Русской Церкви, 2. М., 1904. С. 449).
68. Index veritatis, ed. 1758. P. 39-40.
69. Symbolik der griechischen Kirche. Berlin, 1872. S. 290.
Об установлении брака в раю учили и многие средневековые западные богословы, например Катаринус, Мальдон, Роланд и др. (См. Dr. Paul Schanz, Die Lehre von den heiligen Sacramenten, 1893. P.687 ff.)
70. De sacr. matrim: «Matrimonium est vero et proprium imum ex septem legis evangelicae sacramentis, a Christo Domino institutum». Впрочем, в более древней западной письменности встречается учение, что брак как таинство (sacramentum conjugii) есть и у язычников. Так учили, например, Тертуллиан, Иероним, Лев Великий (Dr. Paul Schanz, Die Lehre von den heiligen Sacramenten, 1893. S. 730) и в более позднее время папа Иннокентий III (С. 2. De transact. 2, 9) и Гонорий III (С. 2, De transact. I, 36). Упоминая об этом в своей энцикле Arcanum (10, 2, 1880), папа Лев XIII пишет, что они имели право на то, и что «браку присуще по природе нечто святое и религиозное».
71. О граде Божием. Кн. 14. Гл. 11. Ml. 41, 419. Рус. пер. Изд. 2-е: Киев. 1905.
72. Беседа о творении мира. Mg. 56, 490. Ср.: 494.
73. Там же. 496.
74. Толкование на Бытие. Mg. 87, 209.
75. Слово о жене-грешнице. Mg. 39, 72.
76. Чин благословения супруг чад неимущих.
77. Кормчая, изд. 1816 г. 2, 123; греч. текст Ecloga 2, 12; Ecloga ad Prochiron mutata 31, Zach. Jus. gr. 4, 73— 74. Далее говорится, что Христос лишь «паки утвердил брак», отвечая на вопрос фарисеев.
78. Краткое изложение зловредных еретических учений, кн. 5. Гл. 25. Mg. 83, 536. Рус. пер. М., 1859. Т. 5. С. 88-92.
79. Толкование на Послание к Ефесянам, 5, 32. Рус. пер., изд. 1895 г.
80. Парафраз Пахимера. Mg. 3, 1184.
81. Zohar 1, издание Sulze.
82. Viestermark, Gesch. d. menschl. Ehe, 2. AufL, S. 423. Rutzel, Volkerkunde, 1, 256; 2, 276 и др.
83. Esprit des lois (дух законов).
84. Строматы 3, 12; Mg. 8, 1195.
85. Беседа на 1 Кор. 12; Mg. 61, 103.
86. Трактат 4; Mg. 11, 306.
87. Послание к Диогнету 5, 6; Mg. 2, 1143. С изд. Гебгардта. С. 8; Творения святого Иустина Мученика, пер. Преображенского. М., 1864. С. 17.
88. Афинагор, Legatio pro christ. cap. 33; Mg. 6, 966.
89. Педаг. 2, 23, Mg. 8, 1085. Строматы З, 11; Mg. 8, 1173.
90. De instit. virg. 6; Ml. 16, 316.
91. Гомил. 56 на Быт. 29; Mg. 54, 488.
92. См. главу 1, примечание 41.
93. Номоканон Фотия 12, 13. Афинская Синтагма 1, 271.
94. Трактат о таинствах митрополита Филадельфийского Гавриила Севира по изд. 1714 в Трговище (в Синтагматоне иерусалимского патриарха Хрисанфа). С. 118.
95. О браке. Mg. 155, 504.
96. Термин «вера» в первом случае употреблен в смысле религиозно-моральных убеждений, во втором — в смысле христианской веры. Справедливо, что язычники не имеют христианской веры, но они имеют известные религиозно-моральные убеждения (Рим. 1, 20). Установивший брак Бог есть Бог и язычников (Рим. 3, 29).
97. С. 28, q. I, ed. Friedberg, Leipzig, 1879, col. 1078—1079, 1088.
98. Фауст.
99. Беседа 32 на 1 Кор. Mg. 61, 273. Ср. Бл. Августин: «Caritas conjugalis facit nuptias» («Брак создается брачной любовью»). Sermo, 51, 13; De Genes, a litt. 9, 7.
- Беседа 33, на 1 Кор. Mg. 61, 280. Русский перевод греческих слов «δύο διηρημένους» «не два лица» не отвечает ни букве, ни смыслу оригинала. Лица брачующихся не сливаются в браке, а объединяются в высшем единстве, как не сливаются и лица Святой Троицы.
- Nov. 74, cap. 4: «nuptiae solo affectu valeant et rata sint».
- Nov. 74, cap. 1: «puro affectu».
- Const. Armenopuli, Manuale legum sive Hexabiblos, Lipsiae, 1851, 4, 4. p. 490.
- Творения в рус. пер. М., 1894, слово 1. Гл. 1.
- Беседа на Ефес. 5, 22-24. Mg. 62, 141.
- А. Толстой.
- 2 Послание к Коринфянам. 1л. 12. Mg. 1, 348 А.
- Беседа на 1 Послание к Коринфянам, 7, 39—40. Mg. 51, 230.
- Евангельские вопросы, 2, 14. Ml. 35, 1339.
- Видение 1. Гл. 1, 7. Mg. 2, 894.
- Федр, 255. Ср.: Притч. 27, 19; «как в воде лице к лицу, так сердце человека к человеку».
- Беседа на 1 Кор. 7, 39-40. Mg. 51, 30. Ср.: на 1 Фес.: «Имеющий друга имеет другого себя» (Mg. 62, 406).
- О божественной и святой любви. Творения, часть 5. Сергиев Посад, 1906. С. 311.
- А. К. Толстой. Поли. собр. соч. Т. 1. СПб., 1907. С. 382.
- А. А. Фет. Поли. собр. соч. Т 1. СПб., 1912. С. 108.
- Златоуст. Толкование на Быт. 15, 4. Mg. 54, 126. Рус. пер. 4, 123. Толк, на Быт. 16, 1, 5. Mg. 54, 130. Рус. пер. 4, 134. Августин. О граде Божием. 14, 17. Ml. 41, 426. Рус. пер. 43.
- Л. Н. Толстой. Война и мир. Т. 4. Эпилог, 10. Берлин, 1920. С. 367.
- Legatio pro christianis, cap. 5. Mg. 6, 900. Ср.: cap. 34.
- De civ. Dei, 15, 22. Рус. пер. С. 128.
- De civ. Dei, 22, 24. Рус. пер. С. 381.
- Mg. 88, 893. Под этим «некто» разумеется св. Нонн, епископ Едессы, а красота, которая так его тронула, была красота блудницы Пелагии, причисленной потом к лику святых (457). См. житие его Mg. 116, 907 и Н. Usener, Legenden d. heiligen Pelagia, Bonn. 1879.
- Ср. Л. Толстой. Война и мир, эпилог. С. 389: «Он радовался тому, что она со своею душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».
- De civit Dei, 14, 7. Рус. пер. С. 157.
- Слово на Мф. 19, 3. Mg. 40, 228.
- См., например, Кормчая. Гл. 49, 11, лист 123; Требник, Чин благословения супруг чад не имущих.
- De parad, 4, 24. Ml. 14, 300.
- О граде Божием, 14, 10. Ml. 41, 417. Рус. пер. Ч. 5. С. 27.
- Беседа на Бытие 15, 1. Mg. 53, 121; 15, 3. ML 53, 123.
- Ad uxor. 2, 9. Ml. 1, 1302.
- Werke, 21, 72.
- Сверчок на печи. Берлин, 1921. С. 81—85.
- Нам представляется очень правдоподобной гипотеза, что «Песнь песней» — это сборник тех песен, которые пелись при древнееврейском брачном обряде (см. Herzog-Hauck, R. Е. 3. Aufl., 5, 743, статья Бен-цингера: «Семейная жизнь и брак у древних евреев»). Таким образом, Песнь Песней, в сущности, есть ветхозаветный чин венчания.
- См., например, действие 1, явл. 4, «Адамет». «Смерть твоя (Алцесты) не погасит брачного факела нашей любви. Ты будешь мне женой и по смерти, так как в эту светлую землю, где ты найдешь покой, следует моя любовь и счастье. После твоей смерти другая не будет в моих объятиях».
- А. Толстой.
- Беседа 20 на Еф. 5, 22-24. Mg. 62, 135, 138, 146. Рус. пер. 8, 180.
- Беседа на Еф. 20, 8. Mg. 62, 137. Ср.: Похвала Максиму.
- Великий Требник. М., 1732, лист 33.
- «Я не спрашиваю, не беспокоюсь,
есть ли вина в твоем сердце,
я знаю, что люблю тебя,
какова бы ты ни была».
- А. А. Фет. «Alter ego». Поли. собр. стих. Т. 1. СПб., 1912. С. 108.
- Об этом грехе Ламеха см., например: Тертуллиан, De exhort. Cast. 5; De monog. 4; Иероним, Epist. 85 (9), Contra lov. 1, 24 и др.
- Афинагор (ок. 174 г.), Прошение о христианах. Ср.: Иустин Мученик. Апология 1. Гл. 50. Mg. 6, 349.
- Тертуллиан, De pudicitia, 9; Ad uxorem 1, 4, 8.
- Василий Вел. Правила 4 и 50. Ср.: Климент Александрийский. Строматы, 3, 11. Mg. 8, 1189.
- Ориген, 18 Гом. на Евангелие от Луки. Ml. 17, 1846. Ср.: Гом. 19 на Иеремию. Mg. 13, 509.
- Августин, De bono conjug., 21. Ml. 40, 387-388; и Климент Александрийский только первый брак признает таинством. Строи. 2, 23. Mg. 8, 1085, 3, 91. Mg. 8, 1173.
- Амвросий, поел, к Верч. церкви, 64. Ml. 26, 1205; Златоуст, Гом. на поел, к Титу. Mg. 62, 671.
- Святой Григорий Нисский: De vita S. Macrinae. Mg. 46, 964 С: «ένός όντος έν τή φύσει τού γάμου, ώς μία γένεσις, καί θάνατος είς».
- Василий Великий, Правило 87.
- Последование о второбрачном, Великий Требник. М., 1732, лист 45 об.
- Анкирск. 19; Лаодик. 1; Вас. Вел. 4; Никиф. Ис-пов. 2; Иоанна Постн. 19; Васил. Вел. 4 и 80.
- Иоан. Мосхом (619), Софронием, патр. Иерусалимским (f 638), друзьями патр. Иоанна, а также Леонтием Неапольским (f 642), автором жития патр. Иоанна (греческий текст Mg. 93, 1613—1668 и отд. изд. Gelzer, Leipzig, 1893, лат. перевод Ml. 73, 331—392. Ср. Пидалион, изд. 1908 г. С. 135, примечание).
- De bono viduitatis. 9, Ml. 40, 437-438.
- Беседа на Еф. 20. Mg. 62, 146.
- См. также мою книгу «Второбрачие клириков. Историко-каноническое исследование». СПб., 1912.