О расторжении церковного Брака

Июль 6th 2016 -

Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал.

В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19; 4–8). Но немощь человеческого естества такова, что «вместить» этого запрета некоторые верующие не могут.

Развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку. Православной Церковью допускается не больше трех браков.

Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32).

Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:

1.Прелюбодеяние одной из сторон.

2.Вступление кого-либо из супругов в новый брак.

3.Отпадение супруга или супруги от Православия.

4.Противоестественные пороки.

5.Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.

6.Заболевание проказой или сифилисом.

7.Длительное безвестное отсутствие.

8.Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

9.Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

10.Снохачество или сводничество.

11.Извлечение выгод из непотребств супруга.

12.Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

13.Злонамеренное оставление одного супруга другим. Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния).

В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляется к перечисленным еще и следующие причины.

1.Заболевание СПИДом.

2.Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.

3.Совершение женой аборта при несогласии мужа.

Существует несколько чинопоследований Таинства Брака. Первое – когда мужчина и женщина вступают в брак первый раз. Оно включает Обручение и Венчание. Кроме того есть особый чин о второбрачных. Такое последование совершается лишь в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если хотя бы один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование Брака. В чин о второбрачных добавляются две покаянные молитвы; в ходе совершения Таинства жениха и невесту не спрашивают о свободе их волеизъявления.

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения.

Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов, проживших с собою 25 или 50 лет» и приспособлен к совершению Венчания над теми, кто прожил много лет без церковного благословения.

Источник:Анна Юрьевна Мудрова.Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма

Метки:

Комментарии закрыты.