Церковь «рядом» с женщиной
Март 8th 2015 -
матушка Варвара Калогеропулу-Металлину.
На протяжении веков сильный мужчина подчинял себе слабую женщину и поместил ее вместе с ребенком на нижнюю ступень общества. С приходом христианства было провозглашено равноправие и равенство обоих полов, и Церковь – как сообщество святых – на деле и по существу встала рядом с женщиной и помогает ей найти подлинный смысл жизни и свое призвание.
Говоря о Церкви, мы, православные, прежде всего, имеем в виду Христа, духовным образом нас объединяющего. Церковь, согласно замечательному выражению Апостола Павла, есть «тело Христово», Глава которого, направляющая и приводящая его в действие, есть сам Христос, в то время как верующие, священнослужители и миряне, есть клетки этого тела.
Цель Церкви – приблизиться к человеку во всех его проявлениях и направлять его, подобно Христу, с тем, чтобы привести его к спасению. Вот почему с момента рождения человека и его возрождения через Святое Крещение до последнего мгновения пребывания верующего в жизни «нынешнего века», после его восхождения к Небесному Иерусалиму, Церковь как мать постоянно предоставляет своим детям помощь, поддержку и утешение и в житейских трудностях, и, прежде всего, в деле спасения. Церковь предлагает нам спасение в неразберихе противоречивых и часто бесчеловечных путей современного мира.
Следовательно, Церковь как «Иисус, продолжающийся в веках» и как «сообщество святых» не может не находиться рядом с женщиной. И в особенности она находится рядом с ней, ибо та на протяжении веков и до сих пор принадлежит к тем, кого с особой любовью и заботой зовет к себе Христос, а значит и Его Церковь, то есть к страдающим и угнетенным: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11, 22).
Этот призыв-обещание Христово, а затем и Его Церкви было с самого начала воспринято женским миром с радостью, ибо оно было последовательным и дающим плоды. Хорошо известно, что абсолютное большинство первых христиан были женщинами. Это подтверждается и высказываниями противника христианства Цельса (II в.), уничижительно называющего христианство «женской религией». Ответ женщин на этот церковный призыв продолжается и по сей день. Доказательством этого может служить количественное превосходство воцерковленных и активно участвующих в приходской жизни женщин перед мужчинами.
Известно также, что на протяжении веков для женщины не существовало другого места, кроме Церкви, где она могла бы не только наиболее полно выразить свои глубочайшие стремления, но и почерпнуть уверенность в себе и вдохновение для нередко столь неблагоприятной к ней жизни. Там, в храме, вглядываясь, например, в икону Деисуса или Воскресения, можно воочию убедиться в том, что Таинство Спасения не предназначается только для мужчин, но к нему призывается весь род человеческий, мужчины и женщины, – на равных правах. В особенности, образ Богородицы, Ее роль в деле спасения и гимны, славящие Ее, – все это убеждало женщину – и убеждает до сих пор – что Церковь утверждает и признает ценность женщины. Образы преподобных и мучениц женского пола, написанные на стенах храмов, праздники в их честь давали и дают женщине уверенность в том, что существует возможность развития ее дарований, ибо есть «одна добродетель (святость) для мужа и жены, как и творение обоих равночестно, а потому и награда обоим одинакова», как проповедует Василий Великий. Этот основной принцип постоянно провозглашается Церковью, поскольку учение святых отцов и в целом церковная жизнь признают, освящают и открывают горизонты для полноценного существования во Христе и женщин.
Равенство мужчины и женщины
Церковное богословие провозглашает равенство, единосущность и равноправие мужчины и женщины. В Книге Бытия боговдохновенным пророком Моисеем провозглашается: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Одинаковая природа и назначение мужа и жены ведет их к равноправному супружеству и союзу: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Последняя цитата особенно интересна, поскольку касается не только согласия и взаимности, возникающей между супругами, но подразумевает и равноправное участие супругов в продолжении рода, то есть в рождении детей. По данным современной науки, супруги дают генетический материал в равном соотношении, выступая как «равноценные доноры», создавая «единую плоть» – своё дитя. Итак, перед нами свидетельство чудесного действия акта разделения хромосом во время митоза и мейоза, с целью создания нового человека. Следовательно, и в процессе деторождения проявляется взаимное равенство и равноценный вклад мужчины и женщины.
Игнорирование, уничижение, и порабощение женщин мужчинами, несмотря на то, что оба пола были созданы равными и равноправными, связаны, согласно ветхозаветному учению, с проникновением греха в жизнь человека. Иными словами, после первородного греха, корень которого кроется в эгоизме, люди, пребывая в иллюзии своей мудрости и всемогущества, заключили и продолжают заключать себя в свое болезненное самолюбие и превратили райское общество, основанное на любви, в стадо животных, где сильнейший подчиняет слабейшего своей эгоистической и подавляющей воле. Таким образом, обладавший большей физической силой мужчина подчинил себе более слабую женщину, создав устои и законы для своей мужской выгоды. Святой Григорий Богослов недаром искренне и правдиво скажет: «Мужчины были законодателями, потому и законодательство против женщин». Неравенство, несправедливость и эксплуатация достигли – и продолжают оставаться на этом уровне – такой степени, что «жизнь стала нестерпимой».
Пришествие Бога на землю имело целью и возрождение подлинности человеческих отношений, и восстановление достоинства «человека: как Иудея, так и грека; как раба, так и свободного; как мужеского пола, так и женского» (Гал. 3:28). Поэтому и Христос заклеймил и отверг извращенное представление о женщине, сформировавшееся на протяжении веков. Он с любовью встал рядом с ней, оценил и показал всем ее достоинства, защитил ее от произвола мужчин, как это произошло с блудницей, провозглашая одновременно, что подлинная жизнь предоставляет одинаковые требования как к женщине, так и к мужчине. Кроме того, он открыл женщинам богословские таинства и, вознаграждая их верность и жертвенную любовь, явился перед ними первыми после Своего Святого Воскресения. Следовательно, Христос Своим учением и Своим примером дал женщине возможность вновь обрести свою «древнюю и первозданную красоту».
Естественно, Церковь продолжает следовать примеру Того, Кто особо чтил женщину. Столь чтил Он ее и столь возвысил, что сделал ее Своею Матерью, и в качестве первозданного и важнейшего средства прийти к человеку избрал главное женское предназначение – материнство.
В качестве примера приведу несколько положений и практик нашей Церкви, в которых проявляется защита и поддержка женщин против мужского произвола, а также провозглашение ею равенства обоих полов, которое не приводит, однако, к обезличенному уравниванию, разрушающему красоту женского пола.
Так, отмена священной проституции Церковью и, прежде всего, вознесение института брака из обычного общественного и биологического установления в «великое таинство» и «таинство любви», усиливает положение женщины. Истинный брак раскрывает, что разница мужчины и женщины не ведет к ее подчиненному и низшему положению, но к подлинной любви, которая, согласно Апостолу язычников Павлу, «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор. 13: 5-6). Подлинная любовь «все покрывает… и никогда не перестает».
Именно такая любовь и должна существовать между всеми людьми, но в особенности между супругами. В апостольском чтении, которое оглашается при совершении Таинства брака, есть и следующие слова: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:28-29). И завершая свои наставления супругам, Апостол Павел призывает их отказаться от отчуждающего поведения и достичь высот подлинного супружества, то есть жертвенной любви: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33).
Даже читая в Святых Книгах о самых близких супружеских отношениях, каждая женщина убеждается в том, что Церковь стоит на страже взаимоуважения, взаимопонимания и равенства между супругами, отвергая взгляд мужчины на женщину как на «орудие деторождения» и «сосуд наслаждения». Она также отмечает, что в церковных книгах женщина провозглашается подлинным су-пругом и со-ратником, когда церковь наставляет нас в том, что «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:2-5).
Подход на равных к мужчине и женщине проявляется и в восприятии трудностей совместной жизни и причин разводов: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, … и мужу не оставлять жены своей». И далее Апостол Павел пишет: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7:10-16). Эти слова – не мысли современного философа или обществоведа, но наставления нашего христианского духовного отца, Апостола Павла, написанные почти две тысячи лет назад.
Женщина в богослужении
Эти установления, призванные вырвать женщину из подчинения мужчине, подкрепляются утешением и поддержкой, которые даются женщине в особых службах, созданных Церковью специально для нее.
Прежде всего, давайте рассмотрим, как Церковь, раскрыв свои объятия, берет под свою защиту женщину сразу же после родов. Священник спешит к постели роженицы и, призывая Христа – «врача душ и телес», молится о телесном и духовном здравии матери и новорожденного младенца. Затем, по прошествии сорока дней, он принимает ее в Святом Храме и молится триединому Богу о ней и о младенце: «Тебе молимся, и Тебе просим: Твоею волею спасл еси рабу Твою, очисти от всякаго греха, и от всякия скверны, приходящую ко святей Твоей Церкви,... да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Таин…». Так, Церковь-мать благословляет мать и дитя после родовых мук, освящая и принимая роды, рождение «новой твари Божией».
Следовательно, все обряды, традиции и запреты, такие как, например, взгляд на женщину как на нечистую в период ее биологического цикла или после родов, не следует рассматривать как уничижение и дискриминацию по отношению к женщине а, напротив, как защитные меры по отношению к ней. И это легко увидеть, внимательно прочитав Святое Писание и подойдя с позиции Святого Духа к православному богословию.
Общеизвестно, что православное богословие не приемлет разделение «чистого» и «нечистого». Однако в действительности телесная нечистота, особенно в том виде, в котором она существовала в былые времена, может свидетельствовать и о духовной нечистоте. Когда в молитвах женщина называется «нечистой», это не относится к факту родов, который является благодатью Божией и заключает в себе исполнение Божией заповеди («плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28)) и освящение матери, которая «спасется через чадородие» (1 Тим. 2:15). Это, скорее, подразумевает врожденную склонность и стремление человека к греху, сопровождающую человека и в его супружеских отношениях. Еще пророк и царь Давид, осознавая эту греховную склонность, даже в исполнении благодати деторождения, провозгласил: «Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Псалт. 50:7). Эти Давидовы слова и подразумевают молитвы, называющие нечистой «родительницу и всех, прикасающихся к ней», потому и продолжается молитва следующими словами: «мы в беззакониях были зачаты и все в нечистоте пред Тобою». Именно такое истолкование предлагают и Отцы и учители Церкви, например, Феодорит Кирский, который пишет: «Посему не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и беззаконием называет не брачное общение, но врожденную склонность к злу», оскверняющую любой человеческий поступок.
Задержимся еще немного на этой теме («нечистоты»), которая получила в последнее время столь сильное освещение в негативном ключе. Мы считаем, что причины чисто медицинского характера заставили Церковь-мать держаться еврейских установлений о «нечистоте», с тем чтобы «одеть» божественными заповедями врачебную этику и защитить женщину в эти «трудные дни». Медициной доказано, что должно пройти шесть недель (то есть приблизительно сорок дней) после родов для телесного восстановления роженицы, и в этот период женщине необходим отдых, забота, уход для того, чтобы восстановиться телесно и душевно. Внимание и чуткость нужны женщине и в краткий период ее биологического цикла.
Помимо этого, Церковь как сообщество святых приветствует совместное использование материальных и духовных благ и, проповедуя бескорыстную любовь, с пониманием относится к проблеме бездетности супружеских пар. Она предоставляет возможность духовного материнства и отцовства (восприемство посредством Крещения или усыновления), одновременно провозглашая, что «не одно рождение делает отцом, но и хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание» (Святой Иоанн Златоуст). Духовное материнство и отцовство святой Иоанн Златоуст считает высшим в сравнении с рождением детей, ибо если второе – это дело природы, первое – продукт ума и воли. И как раз здесь уместно вспомнить следующий комментарий журналиста по поводу увлечения искусственным оплодотворением: «Вместо сырого и замороженного семени эгоизма, не лучше ли усыновить сироту? Стоит меньше денег, требует больше любви».
Церковь дает заботу, утешение и облегчение своим детям и тогда, когда, особенно в цикле богослужения, касается темы смерти, которая потрясает, прежде всего, женскую душу. Согласно учению Церкви, на земной родине мы все «странники», а «не постоянные жители», а настоящая наша родина – это не нынешняя, а будущая. Таким образом, человек не заключен в преходящести и тленности нынешнего мира, а направлен к восприятию жизни, при котором он оценивает вещи и явления через призму вечности. Значит, он не заключает себя во временном и не абсолютизирует нынешнее. Поэтому трудности и трагические события жизни, даже сама биологическая смерть, теряют свой ужас и воспринимаются с мужеством и спокойствием, которое дается лишь тому, кто надеется, верит и ждет воскресения и жизни вечной. Поэтому воистину православная женщина в подобном восприятии смерти и жизни черпает силы, и, даже провожая в последний земной путь своего единственного ребенка, находит в себе силы проститься с ним со словами: «До доброй встречи, дитя мое!».
Кроме того, женщина-христианка, как и любой верующий, приготовляется, прежде всего в процессе богослужения, к христианскому восприятию своей собственной биологической смерти, когда, например, с особым трепетом молится: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны,… и добраго ответа…». Часто участвуя в «трапезе жизни» она получает и «лекарство бессмертия», то есть Тело и Кровь Христовы, в качестве «противоядия, чтобы не умереть», иными словами, чтобы не испытать ужаса духовной смерти. Молясь Триединому Богу, Церковное собрание в качестве последнего утешения верующему приносит ему свою молитву о разрешении предсмертной агонии. Так происходит воистину добрая кончина, подлинная «легкая смерть». Наконец, Церковь-мать погребает «бездыханное тело» и «отправляет душу» в последний путь, прося у Бога простить ей ее прегрешения и упокоить ее «со Святыми».
Женщина в церковной работе
Женщина-христианка, зная богословие Святой Церкви и участвуя в ее богослужении, пребывает в глубочайшем убеждении, что она является «соратником» Божиим. Из своего личного опыта она убеждается в том, что это обновление не откладывается до ее будущей жизни, но начинается уже «здесь и сейчас». Ее вхождение в Царство Божие, в Церковь, не является ожиданием будущего, но приведением в действие настоящего, а стремление к спасению не означает равнодушие к проблемам и нуждам повседневной жизни. Поэтому она и отзывается с готовностью на призыв Церкви принести ей в дар свои достоинства с тем, чтобы стать ее «помощником во всех благих делах».
Известно, что приход и его авторитет не исчерпывается собранием верующих на богослужение, но является и очагом духовной жизни, прибежищем одиноких, страждущих и обездоленных. В этом собрании Церковь поощряет женщину проявить свои способности и дарования в широчайшем спектре послушаний в богослужебной, пастырской, катехизаторской, миссионерской и общественной деятельности. В современную эпоху, когда научная и, прежде всего, богословская деятельность перестали являться монополией мужчин, Церковь призывает женщину участвовать и в тех видах деятельности, где развивается богословско-церковная мысль, посвященная решению духовных и этических проблем, возникающих в обществе. Помимо этого, образование и христианское воспитание на всех своих этапах, как в государственных, так и в церковных учреждениях, осуществляется, главным образом, женщинами. Приготовление к браку, духовное окормление семей, приобщение к вере совершеннолетних и несовершеннолетних в приходе – все это плод неустанных трудов женщин. В последние годы женщинам также поручается представлять Церковь и говорить от ее имени на внутриправославных, межконфессиональных и межрелигиозных диспутах и беседах. Все чаще и чаще в свет выходят подписанные женской рукой работы, посвященные христианской вере и богословской проблематике.
Несомненно, делом, в котором каждая женщина может найти неограниченные возможности для своей деятельности, является благотворительность, осуществляемая церковными и общественными организациями. Природа женщины неразрывно связана, прежде всего, с «голосом сердца», ведущим к жертвенной любви, и сегодня, следуя примеру великих женских святых нашей истории, женщина-христианка горит в огне любви. И действительно, работа прихода по благотворительности находится, прежде всего, в женских руках.
Конечно, нам предстоит еще долгий путь, чтобы достичь дня, когда будут созданы условия для того, чтобы развитие всех дарований, как мужчин, так и женщин, принесло добрые плоды для всей Церкви. Пастыри в особенности не должны осуждать здоровый феминизм, ибо тогда они отвергают и саму женщину и ее божественное происхождение, напротив, они должны обновлять его, очищать и просвещать.
Стало реальностью то, что в нашей постоянно меняющейся действительности меняются и известные стереотипы установлений и отношений. Так, например, для женщины материнство уже больше не является ее единственным предназначением. Работа стала для нее источником средств существования, средством обеспечения материальной независимости, но одновременно и возможностью развития личности.
Строгое разделение ролей между отцом и матерью во многом стирается, и каждый из них берет на себя обязанности и работы, которые традиционно выполнялись другим. Следовательно, материнство имеет тенденцию превратиться в «родительство».
Новый жизненный опыт и большую свободу женщин Церковь должна обратить во благо с тем, чтобы на деле оказаться вновь рядом с женщинами, и для того, чтобы не возникла анархия и столкновение эгоистических интересов, прежде всего, между мужчиной и женщиной. Напротив, последовательный и непрерывный опыт взаимодополняемости обоих полов, проявляющейся в отношениях на работе и в семье, должен стать главной заботой церкви в сфере диаконии женского мира.
Сегодня искренняя проповедь Церкви найдет больший отзыв, нежели несколько лет назад. Женщина, разочаровавшись в других сферах, где ей многое обещали, но под конец оставили ее подвешенной в воздухе, с облегчением воспримет добрые предложения, идущие от Церкви, и ее искренний призыв к подлинной деятельности. В особенности, проблемы, касающиеся отношений между полами – такие как контрацепция, аборты, разводы – не должны решаться исключительно мужчинами. Именно здесь мнение женщины должно иметь наибольший вес, ибо ее, главным образом, касаются и последствия этих действий. Поэтому она должна быть правильно проинформирована, чтобы ее взгляды и мнения соответствовали истине.
Необходимо также коснуться вопроса пресловутой «сексуальной свободы». Наличие ответственной и объективной информации приведет женщину к зрелости ее выбора, чтобы она смогла избежать превращения в телесную и душевную «развалину». Прежде всего, знание того, что зародыш, растущий в ее утробе, – это первая и самая динамичная фаза человеческой жизни, спасет ее от болезненного опыта и последствий аборта.
И тут Церковь, как долженствует из ее традиций (примером здесь может быть святая Филофея), призвана духовно и материально поддерживать женщину в трудностях, в особенности женщину незамужнюю, предоставив ей возможность сохранить ребенка, невзирая на нередко противостоящую ей фарисейскую позицию общества.
Я думаю, не подлежит сомнению, что Церковь находится в действительности и по существу рядом с женщиной и помогает ей обрести подлинный смысл жизни и свое призвание. Это стремление церкви, конечно, должно быть еще более усилено в дальнейшем. Все сказанное касается и общества, и науки. Нам всем необходимо помнить, что женщины не только составляют половину населения Земли, но и носят в себе новую жизнь и посвящены в тайны ее будущего. Духовно сформировавшиеся женщины обеспечивают счастливое настоящее и развивающееся будущее. В Божественной экономии, как проповедует апостол Павел «ни муж (не мыслится) без жены, ни жена без мужа» (1 Кор. 11:11). Потребность нашего времени в том, чтобы мужчины и женщины жили бы, взаимно дополняя друг друга, и при помощи, прежде всего Церкви, строили бы подлинный «сегодняшний день», который предуготовляется для их детей, для грядущих поколений, иными словами, строили жизнь бы настоящую и полную.
Мужчины и женщины, принеся в жертву свой эгоизм на алтарь Любви, да идут вперед, стремясь к идеалу подлинной человеческой жизни для грядущих поколений, в воплощение которого несомненно внесет свой весомый вклад и дело женщины.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».