Полемика относительно нынешнего состояния УПЦ
Июнь 30th 2010 -
Полемика относительно нынешнего состояния УПЦ
В последний год украинские и российские журналисты и публицисты, в т. ч. церковные, всё чаще обращаются к теме внутрицерковного противостояния, имеющего (или якобы имеющего) место в УПЦ (МП). Подчёркнуто пророссийские издания (типа газеты «2000») обрушиваются с резкой критикой на руководство УПЦ (в их терминологии: «группу молодых клириков, близких к Предстоятелю»), обвиняя их в «оранжевой» идеологии и попытках оторвать УПЦ от канонически связанной с ней РПЦ. Однако до последнего времени ни церковные структуры, ни кто-либо из авторитетных представителей Церкви в этой полемике не участвовал.
Качественно новым шагом в этой полемике стало выступление одного из видных церковных деятелей, члена Синодально-богословской комиссии РПЦ, профессора Московской Православной Духовной Академии, протодьякона Андрея Кураева (в интервью сайту «Левый берег» 7.05). Резонанс от этого выступления тем больше, что Кураев является не только едва ли не самым ярким и авторитетным православным автором в нынешней РПЦ, но и, по распространённому мнению, доверенным лицом Патриарха Кирилла.
В своём интервью Кураев в достаточно резкой форме повторил все обвинения, звучащие против ближайшего окружения Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира. По его словам, «за годы “оранжевой” власти в Киевской митрополии сформировалась группа людей с отчетливо “оранжевой” идеологией». Он говорит о «желании молодых прелатов Киевской митрополии пошантажировать Москву, напугать ее, и тем самым избежать влияния Патриархии на свою карьеру», сравнивает этих «прелатов» с папским двором эпохи Александра Борджиа, запомнившимся «лишь уровнем своей нравственной деградации». Как результат деятельности этих, по его словам, «борджиков» Кураев рассматривает переговоры представителей УПЦ и УПЦ-КП по преодолению раскола, к которым высказывает негативное отношение. По оценке Кураева, «оранжевых» клириков испугало «появление нового патриарха в России и нового президента в Украине. Этот испуг будет провоцировать их на более решительные действия по дистанциированию... Они не смогут инициировать отделение. Но то, что они будут блокировать любые попытки по сближению, — это очевидно». Негативно оценивает Кураев и само церковное возрождение Украины, в котором, по его словам, «уже давно что-то не заладилось», а сама Украина в последние 20 лет стала аутсайдером Русского мира. «Лидеры церкви создали такой интеллектуальный, а точнее, антиинтеллектуальный климат в церкви, что не появляются ни своя богословская мысль, ни свои действительно интересные книги». Кураев повторил также высказывавшиеся им ранее обвинения УПЦ в симонии, т. е. продаже церковных должностей за деньги, назвав непосредственно ужгородского архимандрита Виктора (Бедя).
Первой структурой УПЦ, прореагировавшей на заявления Кураева, стал Учёный совет Ужгородской украинской богословской академии (УУБА), выступивший с Обращением к Предстоятелю, Синоду и священноначалию УПЦ (17.05, опубликовано 8.06). Обращение начинается с резко негативной оценки действий Кураева по отношению к УПЦ: «Уже достаточно долгое время верующие УПЦ и широкая украинская общественность являются свидетелями откровенно клеветнической и провокационной деятельности клирика РПЦ ... протодьякона Андрея Кураева относительно разного рода грубых и безосновательных обвинений, которые он распространяет в адрес УПЦ, её епископата и РПЦ в целом».
Далее в Обращении по пунктам цитируются упомянутые выше заявления Кураева и приводятся контраргументы. В частности, говорится, что переговоры с УПЦ-КП ведутся в рамках Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодолению, созданной решением Межсоборного присутствия РПЦ от 29.01.2010 и возглавляемой Митрополитом Владимиром и председателем Отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископом Илларионом. Идеологический раскол в УПЦ, о котором пишет Кураев, назван «выдуманным». Что касается обвинений в симонии в адрес ректора УУБА архимандрита Виктора (Бедя), то, по утверждению авторов, они фабриковались и распространялись с целью шантажа, чтобы незаконно овладеть помещениями УУБА; а в статьях, на которые ссылается Кураев, архимандрит Бедь обвинялся также в поддержке Януковича на выборах 2004.
Обращение кончается просьбой к Митрополиту Владимиру о создании авторитетной комиссии для проверки обвинений со стороны Кураева; в случае подтверждения обвинений – привлечь виновных к строгой церковной ответственности; в случае неподтверждения соответствующие материалы относительно Кураева направить на рассмотрение Священного Синода РПЦ для привлечения его к строгой церковной ответственности. Авторы просят также митрополитов, архиепископов и епископов УПЦ поддержать это Обращение и дать свою оценку «позорной и деструктивной деятельности дьякона А. Кураева относительно УПЦ».
Таким образом, ведущаяся в церковных и общественных кругах полемика относительно идеологического противостояния в УПЦ выходит на качественно новый уровень, грозя перерасти в противостояние между руководящими структурами УПЦ и РПЦ.
До сих пор руководство УПЦ стремилось снизить уровень этой полемики, преуменьшить её значение вплоть до отрицания самого факта идеологических разногласий, справедливо опасаясь, что её заострение не приведёт ни к чему иному, кроме нового раскола, в лучшем случае – раскола, формально не зафиксированного. Инициатором заострения полемики всё время выступала, условно говоря, «промосковская партия» УПЦ, т. е. те, кто связь с Московским патриархатом рассматривал скорее как подчинение, чем как широкое самоуправление, а также те в РПЦ, кто их поддерживал.
Теперь Предстоятелю и Синоду УПЦ предстоит как-то прореагировать на Обращение УУБА, и любая из реакций вызовет недовольство одной из церковных «партий». Полностью удовлетворить «промосковскую партию» руководство Церкви не сможет, поскольку та не признаёт никаких компромиссов, ведя «войну на уничтожение», т. е. до полного отстранения от власти своих оппонентов. Вместе с тем, Обращение УУБА прозвучало как вызов «проукраинской партии» не только влиятельным силам, но и общим настроениям в РПЦ (где дьякон Кураев выглядит одним из самых «либеральных» деятелей).
Вместе с тем, можно думать, что руководство как УПЦ, так и РПЦ не заинтересовано в расширении конфликта, особенно в превращении его в конфликт между двумя Церквами. Приложат ли они достаточно усилий для того, чтобы его несколько пригасить, покажет время.
Источник:http://orthodoxy.org.ua/tn/node/6946
Метки: Кураев