Ариане — христианская секта
Июнь 11th 2016 -
Ариане — христианская секта, последователи Ария, проповедовавшего еретич., с точки зрения офиц. христ. церквей, учение о неравенстве Иисуса Христа по сравнению с Богом-отцом.
На I Вселенском соборе (325) арианство было осуждено, а сам Арий предан анафеме и отправлен в изгнание. Окончательно признано ересью на II Вселенском соборе (381).
Это учение впервые было сформулировано Арием в 318 г. во время его споров с александрийским архиепископом Александром. Арианство осуждено Вселенскими соборами 325 и 381 гг. Однако в период от смерти императора Константина Великого в 337 г. до Второго Вселенского собора в 381 г. арианство, по сути дела, было преобладающим учением во Вселенской Церкви. При этом разногласия в арианской среде привели к расколу противников Никейского Символа веры на несколько группировок: крайних ариан (аномеев), умеренных ариан, полуариан (омусиан) и партию омиев — сторонников изъятия из Символа веры упоминаний о сущности Божией. Императоры Констанций II (337-361) и особенно Валент (364-378) открыто покровительствовали арианам. Только в правление императора Феодосия I Великого (379-395) положение в империи бесповоротно изменилось в пользу никейцев, и после сорокалетнего господства арианство потеряло перевес в Константинополе. Но еще в V-VI вв. арианство оставалось господствующим учением в среде крещеных германских народов: остготов, вестготов, вандалов, бургундов и лангобардов. Вандалы в Северной Африке угнетали православных до своего поражения от византийской армии Велизария в 533 г., бургунды были арианами до присоединения их к королевству франков, остготы в Италии оставались арианами до своего полного разгрома от византийцев в 553 г., вестготы в Испании — до собора в Толедо в 589 г., а лангобарды пребывали в арианстве до середины VII в.
Арианская ересь в XVII в. всё ещё имела многочисл. сторонников в Вост. и Центр. Европе.
Так, в Речи Посполитой было достаточно много ариан, у которых в Гоще одно время скрывался Г. Отрепьев. Об этом сообщал, напр., кн. Я. Острожский в своём письме кор. Сигизмунду III Вазе от 2 мар. 1604, рассказывая, что «несколько лет знал москвитянина, который называет себя наследственным владетелем Московской земли: сначала он жил в монастыре отца в Дермане, затем у ариан». Побег в Гощу к арианам объяснялся также тем, что Отрепьев изверился в возможности получить помощь от православ. магнатов и православ. духовенства Украины. Бросив сотоварищей, Отрепьев, по словам беглого чернеца Варлаама, скинул с себя иноческое платье и «учинился» мирянином. Однако тут же расстрига лишился средств к существованию. Иезуиты, интересовавшиеся первыми шагами самозванца в Литве, утверждали, что расстриженный дьякон, оказавшись в Гоще, сначала якобы попал в кухонную прислугу пана Г. Гойского. По словам того же Острожского, Отрепьев пристал к сектантам и стал отправлять арианские обряды, чем снискал их благосклонность. Там же самозванец получил возможность учиться в арианской школе. По словам Варлаама, расстриженного дьякона учили «по-латынски и попольски ». Одним из его учителей был рус. монах Матвей Твердохлеб, известный проповедник арианства.
По свидетельству польск. иезуитов, «гощинские ариане снискали расположение «царевича» и даже «хотели совершенно обратить его в свою ересь, а потом, смотря по успеху, распространить ее и во всем Московском государстве». Те же иезуиты, не раз беседовавшие с Отрепьевым на богословские темы, признали, что сектантам удалось отчасти заразить его ядом неверия. Отрепьев жил у еретиков в Гоще до марта — апреля 1603 года, а «после Велика дни [из] Гощи пропал». Самозванец тогда ездил в Запорожье и был с честью принят в отряде запорожского старшины Герасима Евангелика», принадлежавшего к гощинской секте. Видимо, ариане помогли Отрепьеву наладить связи с их запорожскими единомышленниками. «Когда начался. московский поход, в авангарде армии Лжедмитрия I шел небольшой отряд казаков во главе с арианином Яном Бучинским. Этот последний, стал ближайшим другом и советником самозванца до его последних дней. Поддержка ариан упрочила материальное благополучие Отрепьева, пошатнувшееся после разрыва с православным духовенством, но нанесла его репутации огромный ущерб. Самозванец не предвидел всех последствий своего шага.
В глазах русских людей «хороший царь» не мог исповедовать никакой иной религии, кроме православия. Московские власти, заслышав о переходе Отрепьева в арианскую «веру», навеки заклеймили его как еретика. После отъезда из Запорожской Сечи ничто не мешало Отрепьеву вернуться в Гощу и продолжать обучение в арианских школах. Однако самозванец должен был понять, что он не имеет никаких шансов занять царский трон, будучи еретиком. Столкнувшись в первый раз с необходимостью уладить свои отношения с православным духовенством, «царевич» решил искать покровительства у Адама Вишневецкого, ревностного сторонника православия. Новый летописец подробно рассказывает, как Отрепьев прикинулся тяжелобольным в имении Вишневецкого и на исповеди открыл священнику свое «царское » происхождение» и добился признания и помощи в своих планах лит. магната, порвав с арианством.
После Никейского Собора Арий был сослан в Иллирию с запретом возвращаться в Египет. Однако вскоре императором Константином был возвращен из ссылки. Сам Константин формально не отказался от Никейского символа веры, но перед своей смертью в 337 году принял крещение от епископа-арианина.
Сочинения Ария были уничтожены и дошли до нас во фрагментах. Его «Θάλια» («Пир») представляет собой защиту его учения в полу-поэтической, полу-прозаической форме; за исключением нескольких фрагментов в творениях Афанасия Великого, оно не дошло до нас. Сохранились письма Ария к Евсевию Никомедийскому и Александру Александрийскому († 17 апреля 326). Главными источниками сведений о нём служат, кроме фрагментов его собственных сочинений, творения Афанасия, 68 и 69 главы сочинения Епифания о ересях, церковные истории Сократа, Созомена, Феодорита и Филосторгия.
Арианство расходилось с основным течением христианства того времени в интерпретации природы Христа: Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия — при этом он цитировал слова из книги Притчей (8:22): Господь созда Мя в начало путей своих (в смысле творения Сына Божия самим Богом), и, во-вторых, не равен ему: в арианстве Христос не единосущен Богу (греч. ὁμοούσιος, в русскоязычной литературе — омоусия), как утверждали оппоненты Ария александрийские епископы Александр и затем Афанасий, а лишь подобосущен ему (греч. ὅμοιος, омиусия).
B письме к Евсевию Никомидийскому Арий описал свою доктрину уверенно, просто и логично решая парадокс о двойственности Христа и Бога Отца (Иеговы) в христианстве:
Так как мы говорим, что Сын не есть ни Нерожденный, ни часть Нерожденного (ни в каком случае), ни взят от Лица предсуществовавшего, но что Он начал быть прежде времен и веков, по воле и намерению Отца, как Бог Совершенный, как Единственный, Непреложный; что Он не существовал раньше того, как был рожден, или сотворен, или основан, ибо Он не был Нерожденным, — вот за что нас преследуют".
Сократ Схоластик пишет, что причиной утверждения Арием подобосущности Бога-Отца и Бога-Сына явился его спор с епископом Александром, утверждавшим, что «Святая Троица есть в Троице единица». Арий воспринял это утверждение как попытку распространения епископом монархианского учения Савеллия Ливийского о Троице как о последовательных модусах единичного бога.