Заповедь о покое. Иеромонах Тихон (Жиляков)
Декабрь 16th 2017 -
Проповедь в Великую Пятницу
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братия, по выражению Святого Макария Египетского, зло содействует благому намерением неблагим. Зло всегда хочет зла. Всегда ищет зла и стремится к нему. И всегда делает его.
Но по всемогуществу Божию, по неизреченным судам Божиим все это злодеяние всегда обращается ко благу. При этом зло остается злом, его действия остаются злыми, и оно получает воздаяние как зло. Но его злодеяния служат орудием спасения для спасающихся. Таков Промысл Божий, и этот Промысл разделяет спасающихся и погибающих. Тех, которые произвольно творят зло — и тех, которые терпят зло и благодарят Бога за все, случающееся с ними.
И вот, сегодня совершилось таинство спасения нашего. Сегодня Тот, Который некогда древле в пустыне от камене источил воду для Израиля, сегодня от ребр Своих источает воду жизни для Израиля нового — для Церкви. Сегодня принесена жертва, которая полагает начало новой жизни возрожденного человечества.
В этот день немыслимые силы зла сошлись вместе для того, чтобы совершить величайшее в мире злодеяние — Богоубийство. С каким изощрением они делали все свои черные дела! С каким утонченным лукавством, с каким лицемерием, с каким невероятным напряжением своей злобы они совершили все то, что случилось сегодня!
Ведь первосвященники иудейские хорошо знали, что им не удастся убить Богочеловека после того, как Он совершил чудо воскрешения Лазаря. Они прекрасно понимали, что им не удастся взять Его на глазах у людей. Тогда они измышляют коварство: им нужно было сделать так, чтобы Он умалился в глазах людей, чтобы люди в Нем разуверились. И вот тогда они отдают Его в руки язычникам.
По тогдашнему верованию иудейскому — верованию неправильному, верованию искаженному, Мессия, Христос должен был придти как Царь. В великолепном блеске, в могуществе, в славе. Он должен был, по их мнению, ниспровергнуть язычников и восстановить всемирное господство иудейского народа. Язычников же евреи считали просто псами, даже за людей не считали. И вот, конечно же, для того, чтобы унизить Христа, для того, чтобы Он потерял в глазах иудеев все Свое значение, нужно было отдать Его в руки язычников. И вот тогда-то они и разуверились в Нем.
Вот почему та толпа, которая всего пять дней тому назад кричала: “Осанна Сыну Давидову”, — сегодня уже кричит: “Распни”. Она потеряла веру в Христа как в Мессию. Она увидела Его в руках язычников. И Тот, Кто, по ее мнению, должен был стереть в прах власть Рима, оказался пленником римских воинов. И вот когда вывели Его перед иудеями покрытого римским плащом, в терновом венце, и когда Пилат, насмехаясь, показал на Него и сказал: “Се Царь ваш”, — вот тогда-то толпа и забесновалась. Худшей и горшей насмешки для нее не было.
Тогда весь Израиль был готов поднять¬ся только по одному мановению на восстание. В пустынях собирались войска, копилось оружие, заготовлялись боевые и продовольственные припасы. И Израиль только ждал времени для восстания. Он думал, что Мессия, который вот-вот дол¬жен придти, возглавит это восстание и до¬ведет его до победоносного конца.
И вот представим себе всю горечь, всю ненависть этой разочарованной беснующейся толпы: Тот, Которого она считала Мессией, Тот, в Которого она поверила, оказался не исполнившим их чаяний. И вот, этот несчастный народ, помраченный заблуждением своим, доходит в своем падении до бездны, до края: он требует смерти Бога.
Пилат. Еще один несчастный человек. Человек, который был на грани от спасения своего, который это спасение держал в своих руках — и он же сам против себя сегодня свидетельствует. Он говорит, что этот Человек праведен. Так почему же ты убиваешь Того, Кто праведен? Пилат убоялся царя своего. Убоялся царя земного — и распял Царя Небесного.
Иудеи. Народ, преисполнившийся лицемерием. Говорят: “У нас нет царя, кроме кесаря”, — это те люди, которые тайно готовят восстание против этого кесаря, они готовят оружие против римских воинов. Они готовят жесточайшую расправу, они в мыслях, в мечтах своих лелеют уничтожение Римской державы — и вот они перед судищем лицемерно говорят, что у них нет иного царя, кроме кесаря. Это те люди, которые, тщательно соблюдая по наружности закон, не желают войти в претор, чтобы не оскверниться и чтобы можно было вкушать пасхального агнца. Эти люди боятся оскверниться от прикосновения к язычникам, эти люди желают вечером съесть пасхального ягненка, своими руками предают на смерть Того, Кого и изображал этот ягненок. Ведь ветхозаветный агнец был образом Христа.
Итак, в этот день встречаются две Пасхи. Ветхозаветная и Новозаветная. В этот день исполняется Завет Ветхий и начинается Завет Новый. Один агнец лежит закланный на столах иудейских, Друтой — в это же время висит на Кресте.
Итак, исполнен Ветхий Завет. Итак, Христос на Кресте восклицает: “Совершилось!” В Книге Бытия написано: “И совершил Бог к шестому дню все дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих” (Быт. 2:2). Пятница была шестым днем недели, суббота была седьмой день. В шестой день совершил Бог дело искупления рода человеческого, и сегодня Он восклицает: “Совершилось!” (Ин. 19:30). В седьмой день, по заповеди, Он почивает. Давший заповедь не может нарушить ее, и Он, пришедший исполнить Закон, исполняет и эту заповедь — заповедь о субботнем покое. И этот суб¬ботний покой исполняется во гробе.
Итак, умирает ветхозаветная Пасха, навсегда уходит в прошлое ветхозаветный субботний покой. Отныне уже нет субботы — она исполнена. Отныне христианский род будет совершать празднование Воскресения Христова. Отныне — мы уже чаем воскресения мертвых и жизни буцущаго века.
Аминь.
Иеромонах Тихон (Жиляков).
Великая Пятница, 1998 год.
Метки: Великий Пост