Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Июнь 6th 2011 -

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни.

По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.

После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви. Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи, в которой описывается история её третьего обретения.

В этот день Церковь ублажает одного из величайших угодников и избранников Божиих, глава которого, несмотря на троекратное сокрытие, трижды была открываема и явлена верующим. Вот уже почти 20 столетий она хранится нетленной и как неоскудеваемый источник являет чудотворения и исцеления всем, приходящим к ней с верой.

Для чего же Господь дарует такую награду – нетление – избранным Своим, прежде установленного Им великого дня Второго пришествия? Господь это делает не столько для самих праведников, уже достигших Царствия Небесного, сколько для нас, еще странствующих по земному пути. Чудо нетления тел святых угодников Божиих утешительно и поучительно для нас.

Нетление святых мощей убеждает, подтверждает и доказывает: смерть побеждена. Свет Воскресения Христова осветил перед всем миром безысходный мрак могилы. Но этот свет, при окружающей тьме, нередко тускнеет в наших очах. Чтобы рассеять эту тьму, рассеять в нас сомнения и колебания по этому поводу, и явил Господь в Церкви Своей постоянное чудо нетления среди всеобщего тления и смерти. Один только взгляд на тленное, по существу своему, тело, целые века и даже тысячелетия пребывающее благодатью Божией нетленным, уничтожает все сомнения; здесь не только веруешь, но и видишь, что для Всемогущего все возможно. И не нужны вопросы: возможно ли (и, если – да, то как) бессмертие тела? – Приди, увидь, прикоснись и уверуй!

Нетление мощей побуждает нас к благочестивой жизни в этом мире. Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемой завесой смерти, а наслаждения и блага мира всегда перед глазами. Часто праведники проводят жизнь в скорбях, лишениях и слезах, а грешники наслаждаются и блаженствуют. Какое сердце не поколебалось бы при таком обольщении! Сколько нужно мужества, чтобы устоять против этих козней врага спасения нашего! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, всею силою духа устремиться к невидимому! И вот, милосердный Господь, для укрепления нашей немощи, для оживления нашей веры, в нетлении тел угодников Своих благоволит явить нам видимое и осязаемое доказательство тех наград, которые ожидают после смерти всех, творящих волю Его. Стоя при гробе праведника, мы видим, что не один конец у грешника и праведника, что нельзя колебаться в выборе между путем добродетели и спасения и путем порока и погибели. Здесь и неразумный скажет, что лучше блаженствовать вечно, чем вкушать временную сладость греха.

В дни празднования обретения честной главы Предтечи Господня Иоанна благочестивые христиане почитают память св. Крестителя. Как же мы должны это делать? Во-первых, конечно, молиться. Святую Церковь, твердо веруя в силу и заступничество св. Иоанна Предтечи, часто призывает его в своих молитвах и, после Божией Матери, обращается именно к нему как к ближайшему к Богу святому со своими молитвами. Одна из великопостных молитв прямо указывает на причину наших надежд на заступничество великого святого: «тебе бо дадеся благодать молитися за ны». Поэтому, как можно чаще мы должны молиться Предтече Господню о предстательстве его за нас, грешных, пред Богом.

Еще одним выражением нашего уважения и почтения памяти святого Иоанна Крестителя будет благообразное поведение в дни праздников, посвященных ему. Память праведного человека и праздновать нужно праведно, достойно. Посещение праздничного богослужения, дела милосердия, тихое, скромное поведение – вот чем мы можем освящать эти дни, как, впрочем, и другие.
И, наконец, можем обнаружить наше почтение к великому святому и тем, что будем подражать его святой жизни. Всякий, по мере своих сил, может подражать св. Иоанну. Его необыкновенная жизнь имеет много поучительного для нас, ведущих самую обыкновенную жизнь.

Предтеча Христов удалился в пустыню, порвал с обществом, непрестанно молился, ревновал о славе Божией. Для нас же вполне возможно удалятся от общества злых, испорченных людей; утром и вечером некоторое время посвящать молитве и богомыслию; в воскресные и праздничные дни – посещать церковные богослужения. Святой Иоанн был великим постником, и мы, в подражание ему, не будем упиваться вином, предаваться всякому невоздержанию. Святой Иоанн учил любить правду и поступать во всем по правде, не обижать ближних, не брать чужого, не клеветать, быть довольным своим состоянием. Будем же следовать его учению и этим прославим его святую память, и найдем в его лице чудного молитвенника и помощника.

Метки:

Комментарии закрыты.