Среда 4-й седмицы Великого поста. Проповедь иерея Михаила Бравермана

Март 29th 2011 -

Библия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Священное Писание говорит в самом начале в первой книге Бытия, что вся «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями». Мир, забывший о Боге, мир, погруженный в грех, был уничтожен потопом. И только праведный Ной и его семейство были укрыты в ковчеге от лица Божьего гнева.

Но грех – это не только внешняя сила, которая действует на человека. Нет. после грехопадения наших прародителей грех живет в человеке, грех живет в сердце человека. И сразу после того, как Ной с сыновьями, их женами вышел из ковчега на землю, Священное Писание говорит о грехе Ноя и его сыновей, которые легли в основу всей тысячелетней человеческой истории.

Поученіе. Въ среду четвертой седьмицы Великаго поста, на литургіи

Ной начал возделывать виноград. «И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем». И сын Ноя Хам посмеялся над своим отцом. Нам может показаться странным, что Писание, которое раньше говорило о праведности Ноя, о том, что он «ходил пред Богом», теперь говорит о падении Ноя, о том, что он был пьян. Но Священное Писание предельно честно, и мы знаем, что никто не свят, не свободен от греха, как только Христос Бог Спаситель. Тем не менее есть комментарий к этому месту Писания, основанный на символическом понимании вина, как духовной радости, радости общения души с Богом.

Вот исходя из такого понимания мы и можем воспринимать все, с Ноем произошедшее, как его погружение в молитву и богосозерцание, которые Хам, как человек плотской, недуховный принял за опьянение. Ведь и над святыми апостолами в день Пятидесятницы будут подсмеиваться, говоря, что они выпили сладкого вина, тогда как они получили благодать Святого Духа.

Итак, Хам посмеялся над отцом, которому был обязан и жизнью и спасением от потопа. Два же других сына, Сим и Иафет, наоборот, проявили такт, почтение и благородство. И вот Ной произносит пророчество, предсказание о судьбах своих сыновей и тех народов, которые от них произойдут. Итак, Ной говорит: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: Благословен Господь Бог Симов…Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых».

Именно от трех сыновей Ноя и произошли все народы, населяющие лицо земли. От Сима семитские народы, среди которых сложился монотеизм — поклонение единому, то есть одному Богу. От Иафета, которого согласно пророчеству, Бог распространит, произошла семья самая многочисленная, семья индоевропейских народов. А от Хама произошли те народы, с которыми боролись израильтяне за землю обетованную.

Но есть более для нас важное, уже духовное понимание слов Ноя, потому что каждый человек имеет в себе плотское, душевное и плотское начало. И понятно, что плоть должна подчиняться душе и духу в человеке. И каждый человек духовно может быть потомком Сима, Иафета или Хама.

Духовные потомки Сима в своей жизни ищут и славят Бога. Потомки Иафета приносят в эту, искаженную грехом жизнь, красоту и гармонию. И через это они тоже могут приходить к Богу – вселяться в шатрах, в храмах Симовых. Но увы, есть и кощунники, наглецы, святотатцы – последователи Хама. Ведь именно его имя стало нарицательным, стало обозначать такое явление, как хамство.

И вот вся борьба против Церкви, которая была и есть в человеческой истории, и вся та ложь, которая этой борьбе сопутствовала, и есть продолжение греха Хама, поглумившегося над своим отцом. И те неразумные люди, которые боролись с Церковью и борются с ней сегодня, восстают на своего Создателя, восстают на Бога, которого мы знаем, именно как Отца нашего Небесного.

Но в этой борьбе потомки Хама не одержат победы, наоборот, согласно пророчеству, они будут рабами. Потому что только Бог дарует нам царственную свободу, свободу от греха и свободу быть детьми Бога Отца Небесного. И воплощенный Бог Господь Иисус Христос обещал нам, что врата адовы: вся злоба, вся ненависть этого мира, не одолеют Его Церкви. Церковь – дом Живого Бога. И кто, как Бог? Кто может бороться с Ним? Кто бог велий, яко Бог наш. Аминь.

Комментарии закрыты.