Слово въ Недѣлю Св. Женъ Мѵроносицъ

Апрель 28th 2017 -

Жены-мироносицы

Служаху Ему (Господу) отъ имѣній своихъ. (Лук. VIII, 3).

Такъ говоритъ св. Евангелистъ о св. женахъ Мѵроносицахъ.

Въ чемъ состояло служеніе св. Мѵроносицъ нашему Спасителю?

Воспомянувъ въ прошедшія недѣли объ Апостолахъ, которые двукратно видѣли воскресшаго Господа посреди своего собранія, св. Церковь не оставляетъ въ забвеніи и Мѵроносицъ, которыя первыя увидѣли Господа воскресшимъ п первыя возвѣстили о томъ Апостоламъ. Такъ же благодаритъ ихъ и прославляетъ, какъ Апостоловъ, также представляетъ намъ ихъ добродѣтели и подвиги въ образецъ для подражанія. Чтобы достойно воспользоваться представленнымъ образцемъ добродѣтелей св. женъ Мѵроносицъ, обратимъ вниманіе на ихъ подвиги и добродѣтели.

Св. жены Мѵроносицы служили Господу до времени Его страданій. Куда бы ни путешествовалъ ихъ Учитель,—онѣ съ Нимъ; и гдѣ бы Онъ ни былъ, въ синагогахъ или на горахъ, при берегахъ морскихъ или въ кругу мирнаго семейства, — онѣ тамъ же. Что же онѣ дѣлали? Учились у Него, слушали Его слова и ученіе, смотрѣли на Его дѣла, вѣровали Его имени и Его слова слагали въ своихъ добрыхъ и чистыхъ сердцахъ. Но сего не довольно. Онѣ служаху Ему отъ имѣній своихъ, повѣствуетъ Евангелистъ Лука. — Въ чемъ заключалось ихъ имѣніе и чѣмъ именно служили своему Учителю и Благодѣтелю, Евангелистъ не упоминаетъ, но повѣствуетъ, что Іисусъ Христосъ проходилъ по городамъ и селеніямъ, проповѣдуя и благовѣствуя Царствіе Божіе — не одинъ, и обанадесяте съ нимъ, и жены нѣкія, яже бяху исцѣлени отъ духовъ злыхъ и недугъ, Марій нарицаемая Магдалина, изъ нея же бѣсовъ седъмъ изьіде, и Іоанна жена Хузаня приставника Иродова, и Сусанна, и ины многи, яже служаху Ему отъ имѣній своихъ (Лук. VIII, 2—4). Очевидно, что такое общество мужей, которые были большею частію изъ бѣдныхъ рыбарей, не могло обойдтись безъ ежедневнаго пропитанія и не имѣть нужды въ одѣяніи. Кто же обязанъ былъ пещись и заботиться объ удовлетвореніи необходимыхъ потребностей яшзни, какъ не жены? И сопутствуя Божественному Учителю, онѣ приготовляли пищу для Него и учениковъ Его и снабжали ихъ нужнымъ одѣяніемъ. Но не стоіь важно было ихъ внѣшнее служеніе трудами рукъ своихъ, сколь внутреннее. Онѣ служили отъ имѣній души и сердца, служили своимъ вниманіемъ къ Учителю и предупредительностію, усердіемъ и заботливостію, послушаніемъ и преданностію. Святая и чистая любовь, дѣятельная п услужливая — вотъ имѣніе, которымъ особенно и непрестанно служили ученицы своему Учителю!

Не лишены счастія и вы, христіанинъ и христіанка, служить Господу Іисусу отъ имѣній своихъ. Пѣтъ Его самого на землѣ? Но ость Его меньшая братія, которая странствуетъ по градамъ и весямъ, сидитъ на путяхъ и при вратахъ, прося и вымаливая себѣ милостыню Христа ради; и есть братія, которая стыдится ходить по міру и просить, но пребываетъ дома, неся съ христіанскимъ терпѣніемъ крестъ нищеты и бѣдности. Не признаетъ ли Онъ нашу милостыню, подаваемую Его братіи, какъ бы подаваемую Ему самому? Не приметъ ли съ благоволеніемъ наше добро, какое оказываемъ нищимъ и бѣднымъ? Аминъ глаголю вамъ, говоритъ Господь, понеже сотворите единому сихъ братій моихъ метшихъ, Мнѣ сотворите. Какое утѣшеніе для творящихъ милостыню! Нѣтъ нужды, что наша работа проста, искусство не высоко, рукодѣліе малоцѣнно. Господь смотритъ на сердце жертвователя, а не на жертву, цѣнитъ и пріемлетъ не труды рукъ нашихъ, а усердіе и любовь къ ближнему. И днѣ лепты часто бываютъ угоднѣе Ему, чѣмъ тысячи; и чаша студеныя воды, которую подаемъ жаждущему, пріятнѣе Ему, чѣмъ кусокъ золота и серебра.

Св. жены Мѵроносицы служили Господу во время страданій. Бяху же ту (на Голгоѳѣ) и жены многи. Стояху при крестѣ Іисусовѣ Мати Его, и сестра Матере Ею, Марія Клеопова и Марія Магдалина. Повидимому, нечѣмъ было имъ служить Іисусу, ведомому на Голгоѳу, тѣмъ болѣе распятому на крестѣ; и однакожъ, онѣ служили Ему и при Крестѣ: чѣмъ, думаете? Самоотверженіемъ. Идти за Іисусомъ на Голгоѳу — среди клеветы, осмѣяніи и поруганія — не есть ли подвигъ самоотверженія? — Забыть всѣ ужасы и страхъ, и стоять при крестѣ своего возлюбленнаго Учителя— не естьли дѣло всецѣлой преданности Ему? Сдѣлали ли это ученики? Они разбѣжались отъ страха, а жены собрались у креста и стояли, хотя полны слезъ горести и скорби, но съ чувствомъ умиленія и благоговѣнія, съ вѣрою и упованіемъ.

Случается и намъ, Христіане, нерѣдко быть при страданіяхъ и смерти близкихъ нашему сердцу. Возмемъ нѣкоторыя черты съ образца Мѵроносицъ, стоящихъ при крестѣ Іисусовѣ. Прольемъ слезы, отдавая дань природѣ, но не дозволимъ гнѣздиться въ нашемъ сердцѣ скорби и печали; послужимъ страждущимъ и умершимъ нашими теплыми молитвами о нихъ къ Богу, и предадимъ всецѣло души ихъ въ руцѣ Того, который обладаетъ живыми и мертвыми.

Мѵроносицы послужили Господу при Его погребеніи. Какъ скоро прошелъ покой субботній, онѣ еще до разсвѣта отправились на гробъ съ ароматами, да помажут тѣло Іисусово. Хотя не совершили помазанія: ибо Іисусъ Христосъ, какъ онѣ пришли, уже воете, изъ гроба; — однакожъ все таки послужили Ему своимъ усердіемъ и любовно. Что изъ сего служенія извлечемъ для себя поучительнаго? И надъ мертвецемъ не возбрани благодати. Дѣло усердія къ почившему едва ли еще не болѣе цѣнно, чѣмъ дѣло милосердія къ нуждающемуся брату нашему, съ нами живущему. Отъ живаго можешь ждать благодарности: служеніе почившему есть дѣло по преимуществу безкорыстное. Здѣсь-то проявляется истинная любовь! Здѣсь вмѣстѣ съ любовію обнаруживается и вѣра, и упованіе, всѣ добрыя и святыя расположенія души, спасительныя для души! Наконецъ, Мѵроносицы послужили въ день воскресенія. Онѣ первыя узрѣли воскресшаго Господа и первыя возвѣстили ученикамъ радость воскресенія. Пусть ароматы ихъ остались безъ употребленія; но за то сами онѣ за спою любовь содѣлались благоуханіемъ Христовымъ. Мѵро не можетъ благоухать всегда, но несшія его ко гробу всегда благоухали и будутъ благоухать и на землѣ, и на небѣ чрезъ цѣлую вѣчность.

Есть много подобныхъ мѵроносицъ и въ настоящее время между Христіанками. Это наши добрыя, благопопечительныя матери—христіанки. Онѣ первыя возвѣщаютъ намъ святое имя Божіе, проповѣдуютъ дѣла Христовы, учатъ заповѣдямъ Господнимъ и молитвамъ. Наставлять и просвѣщать своихъ дѣтей и домочадцевъ, назидать домашнюю Церковь, возращать членовъ таинственнаго тѣла Христова въ первые дни ихъ возраста, приготовлять ихъ къ служенію Церкви и Отечеству, есть обязанность по преимуществу матерой. Если наши матери вѣрно, въ страхѣ Божіемъ, съ любовію исполняютъ эту священную обязанность: благословенъ трудъ ихъ предъ Богомъ и человѣками! Проповѣдуя Господа чадамъ своимъ и приготовляя въ нихъ вѣрныхъ чадъ Церкви, онѣ заслуживаютъ сію блаженную часть съ св. Мѵроносицами, проповѣ- давшими Воскресеніе Господа!

Господь, который благоволилъ воспламенить въ сердцахъ Евангельскихъ рыбарей чистую, неизмѣнную, вѣчную любовь, и отъ ясенъ принимать имѣнія ихъ, да прольетъ и въ наши сердца чистую любовь, да благословитъ насъ на всякое благое дѣло и да пріиметъ отъ насъ въ лицѣ меньшихъ Своихъ братій всякое благое усердіе. Аминъ.

Произнесено 3 мая, 1842 г.

Слова и  рѣчи высокопреосвященнѣйшаго Никанора,
Митрополита Новгородскаго, С. Петербургскаго, Эстляндскаго и Финляндскаго.

Комментарии закрыты.